Ватерлиния забронирована: как наш корреспондент преодолевал водные преграды на Т-72Б

Залечь на дно в танке

Т-72Б — основной боевой танк нашей армии. Грозное оружие: подвижная высокозащищенная боевая машина с огромной огневой мощью, она одним только своим видом вызывает если не шок, то как минимум трепет. 44-тонная махина в огне не горит и в воде не тонет. В последнем утверждении выпала возможность убедиться во время подготовки механиков-водителей, когда курсанты 72-го гвардейского объединенного учебного центра в Печах заставили Т-72Б «искупаться». Они преодолевали на танках глубокий брод, а корреспондент «Р» следил за маневрами из самого чрева боевой машины.

«Танк не плавает, а гусеницами идет по дну», — не медля в прологе репортажа, уточнили мне тезаурус военные.

Задраить люки!

— Танк не плавает, а гусеницами идет по дну, — не медля в прологе репортажа, уточнили мне тезаурус военные. Понял—принял. На инженерном пруду курсанты оттачивают свои навыки управления танком в сложных условиях — вождение вброд, а прежде готовят боевую машину к «купанию».

Глубина брода здесь около метра восьмидесяти сантиметров. Пусть танк и не полностью уходит под воду, но механик-водитель ниже «ватерлинии». Ориентируется исключительно по командам инструктора и гирополукомпасу. Этим чудным прибором танкист перед погружением устанавливает метку на любой удобный ориентир на противоположном берегу. Под водой боевая машина идет по этой метке, не отклоняясь. К слову, скорость течения должна быть не более полутора метров в секунду, иначе, хоть в это и трудно поверить, танк сносит. Уже в боевых подразделениях новоиспеченные механики-водители смогут полностью погрузить Т-72Б под воду — на глубину до пяти метров.

Чтобы преодолеть брод до 120 сантиметров, танку вообще не требуется никакой подготовки, разве что нужно закрыть люк механика-водителя. Времени на подготовку Т-72Б для преодоления глубокого брода, как сейчас, — пять минут, для полного погружения — 20 минут.

Залезать на место механика-водителя — дело непростое.

Железная махина с басовым рычанием двигателя неспешно рассекает водную гладь. Словно античный боевой слон, танк слегка покачивает своего «командира» по сторонам.

Сердце танка — простой и надежный V-образный 12-цилиндровый двигатель на 780 лошадиных сил. Пока ему достаточно воздуха, оно будет «биться». Ведь основной пуск двигателя — воздухом, прямо в цилиндры, чтобы раскрутить поршни и коленчатый вал. Также сжатым воздухом обдуваются приборы наблюдения, дворников у танка нет. Хранится сжатый воздух в баллонах прямо у ног механика-водителя.

Даже если в моторный отсек попадет вода, не беда — двигатель герметичный, а воду откачает помпа. Если же вода попала в воздухоочистители, это уже не очень хорошо. Чтобы этого не допустить, курсанты устанавливают защитные крышки на радиаторы в корме танка, опускают выпускные клапаны на выхлопную систему. Как проверить подготовку боевой машины для водных преград? Очень просто: если танк герметичен, через короткое время его двигатель заберет весь воздух и заглохнет. Если вопреки продолжает работать, значит, остался доступ воздуха, например, через резиновые прокладки.

Вброд машина идет с открытыми люками командира и наводчика, через них воздух поступает экипажу и двигателю. Когда танк полностью под водой, на лючок возле наводчика устанавливается воздухопитающая труба. Торчит из воды, как перископ. В ночное время на трубу устанавливают лампочку, красный габарит. У нее еще и сигнальная функция, она служит также дополнительным средством связи, а основное — четырехметровая антенна.

По ощущениям мне едино, что на суше, что в воде: перед глазами все те же мутные триплексы и россыпь незнакомых приборов.

Горькое дыхание

Преодоление на танке водной преграды — финальное упражнение курсантов перед сдачей выпускного экзамена. До этого все они прошли легководолазную подготовку. В специальном противогазе ИП-5, индивидуальном аварийно-спасательном средстве, с грузом-утяжелителем ходили по дну бассейна. Бойцы откровенно признались мне: было боязно заходить в воду на глубину. Побороть страх помогает штатный психолог, которая иногда даже сама спускается в воду, так сказать, показать на личном примере.

Перед вождением танка вброд преподаватель цикла вождения и технической подготовки майор Александр Шепель напоминает курсантам, как правильно пользоваться ИП-5. Раз уж назвался я сегодня танкистом, то и носить мне противогаз.

Обычный противогаз мне не впервой надевать, но этот — с пиропатроном, сложной конструкции. Бойцы зафиксировали на мне «навесное оборудование» поясным и на ногах брасовым ремнями. Плавным четким движением руки выдергиваю чеку, что на уровне сердца, — пиропатрон запустился. Дыхательный мешок на шее надувается. Фильтр на груди теплеет — в нем выдыхаемый воздух с углекислым газом насыщается кислородом. Горло дерет прогорклый вдох. Кашлянул.

— Перетерпи этот момент, сейчас горечь продуктов сгорания пиропатрона пройдет, — в противогазе через слово понимаю Александра Шепеля. — Этого воздуха хватит на полтора часа с лихвой. И еще двадцать минут даст запасной пиропатрон.

Думаю, десяти минут жизни в противогазе достаточно, чтобы не попрать свой авторитет. Свежий воздух вкуснее.

Время на подготовку Т-72Б для преодоления глубокого брода, как сейчас, — пять минут, для полного погружения — 20 минут.

Кругом вода

Т-72Б готов ринуться в воду. Я занял место наводчика.
Т-72Б готов ринуться в воду. Я занял место наводчика, как и механик-водитель, сижу ниже уровня воды. Инструктор на месте командира. За рычагами управления курсант Виталий Зятиков, старается аккуратно заводить в воду боевую машину. Газует рвано, корректирует курс резко — танк нелегко укротить, брыкается. По ощущениям мне едино, что на суше, что в воде: перед глазами все те же мутные триплексы и россыпь незнакомых приборов.

Дно пруда илистое, на трети пути танк стал вязнуть, правый бок просел. Инструктор тут же командует механику-водителю остановиться и сдавать назад — не хотелось бы застрять. Создать аварийную ситуацию на такой относительно небольшой глубине еще нужно постараться. На занятиях дежурит эвакуационный взвод — водолазы, тягач. К слову, курсантов оценивают по пятибалльной системе, она весьма лояльная: заглох — всего лишь минус балл.

Рокировка с инструктором. Остаток пути наблюдал с командирского места. Железная махина с басовым рычанием двигателя неспешно рассекает водную гладь. Словно античный боевой слон, танк слегка покачивает своего «командира» по сторонам. Меня одолевает приятное ощущение мощи техники.

Перебрались на другой берег. Только на месте механика-водителя еще не сидел. Это поправимо. Фильтр противогаза прибавил мне объема в груди. Стал ногами на сиденье, с усилиями протиснулся в узкий проем. Места впритык, только чтобы дышать. Зато руки теперь, как у настоящего механика-водителя, черные от замазки из мазута и солидола, применяемых для пущей герметизации танка от воды. Все же не зря максимальный комфортный рост танкиста — 175 сантиметров: пытаюсь закрыть люк — чиркает по шлемофону, если только с согнутой шеей ездить.

— Толкни вон тот рычаг оборотов, — показал пальцем инструктор.

Сделал. Обороты пошли на убыль — и, наконец, «зверь» стих. А вылезать-то из танка еще труднее. Ребята, подсобите!

ikras@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter