Многодетные семьи у нас в стране имеют массу бонусов и преференций

Закон всегда на стороне многодетных

Многодетные семьи у нас в стране имеют массу бонусов и преференций...

Многодетные семьи у нас в стране имеют массу бонусов и преференций, в том числе в решении квартирного вопроса. Но все равно порой сталкиваются здесь с подводными камнями. Хотя законодательство четко ориентировано на то, чтобы помогать им при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и строительстве жилья, никто не застрахован от проблем. В основном они идут от незнания чиновниками (в большинстве случаев — местных администраций) законов или даже от нежелания руководствоваться имеющимися четкими нормами. Как изначально снять вопрос с повестки дня — об этом в очередном выпуске рубрики «Адвокатские истории» рассказывает адвокат специализированной юридической консультации № 2 Юлия ПАНКОВА.


Минчанин Б. никак не мог добиться, чтобы его семью включили в отдельный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причина была в следующем. Его супруга имела троих детей, однако лишь двое из них были рождены в браке с Б. Первый же родился в предыдущем союзе, от другого отца. Тем не менее все дети проживали в семье Б. и находились на его попечении. Однако работники местной администрации посчитали, что эта семья не является многодетной, поскольку сам Б. отец только двоим детям. Поэтому во включении в отдельный список многодетных семей было отказано.


Безусловно, это неправомерно. Ведь согласно ст. 62 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь многодетной является та семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей. Обратите внимание: в определение заложено два критерия. Первый — количество детей: их должно быть трое или более. Второй, не менее важный, — они должны находиться на иждивении и воспитании в этой семье. Причем родство не оговаривается. Наше законодательство не делает различий между биологически родными детьми и теми, кто под эту категорию не подпадает. Стало быть, даже если все дети в семье усыновленные или если кто–то не является биологически родным одному из родителей (как в нашем случае), она все равно признается многодетной.


Теперь давайте разберемся, что это за отдельные списки и почему такие семьи должны в них включаться. Здесь ключевой нормативный правовой акт — Указ Президента № 13 от 6 января 2012 г. «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений». В частности, п. 9 предусматривает, что местным администрациям надлежит обеспечить ведение отдельных списков многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на внеочередное получение льготных кредитов или одноразовых субсидий. Именно чтобы большие семьи вне очереди могли получить такие преференции, и ведутся отдельные списки. Составлять их обязаны администрации тех районов, в которых проживают семьи, туда и надо им обращаться. Как это правильно сделать?


Как правило, на первом этапе граждане допускают весьма распространенную ошибку — пытаются решить все вопросы с районной администрацией путем устных обращений. Это неверно, так как устный ответ практически невозможно обжаловать в вышестоящие органы и суд. Обращение необходимо составить в письменной форме, чтобы и вам дали четкий ответ на бумаге. Вторая характерная ошибка — расплывчатые формулировки. Ваше обращение должно быть составлено таким образом, чтобы работники администрации недвусмысленно уяснили, чего вы от них хотите и почему ваши желания должны быть удовлетворены. Предпочтительнее всего направлять письменное обращение заказным письмом и сохранять квитанцию об отправке.


Вам обязаны ответить. Если ответ будет отрицательным, многодетная семья имеет право обжаловать его в вышестоящем органе, то есть в этом случае в Минском городском исполнительном комитете. Законодательство предусматривает вполне конкретные сроки, в течение которых как местная администрация, так и Мингорисполком, а также любой иной государственной орган должны отвечать на поступившие обращения. Согласно ст. 17 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» письменные обращения должны быть рассмотрены не позже чем через 15 дней. Чтобы иметь возможность эти сроки проконтролировать, и рекомендуется сохранять квитанцию об отправке своего обращения.


Если же вам откажет и Мингорисполком, то у вас появится процессуальная возможность обратиться в суд. Помните, это нужно сделать в месячный срок с момента получения отказа. Упустите время — суд будет вынужден отказать вам в принятии жалобы. И еще один важный акцент: каждое из обращений нужно подготовить грамотно. В этом может понадобиться помощь специалиста. Скажем, проблема гражданина Б. и его многодетной семьи была разрешена благополучно уже после первого письменного обращения в местную администрацию, которое, к слову, от его имени было составлено адвокатом. Семья была включена в отдельные списки многодетных семей. И избежала дополнительных расходов и лишних переживаний, если бы бюрократические проволочки затянули дело.


Советская Белоруссия №4 (24387). Пятница, 10 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter