Маховик Холодной войны запущен?

Закон силы

Когда генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг говорит о том, что завершившийся в Варшаве саммит альянса не начнет новую холодную войну, он не лукавит: холодная война уже идет. В прошедших в начале июня в Польше учениях НАТО «Анаконда–2016» были задействованы 31 тысяча военных из 23 стран, три тысячи единиц военной техники, 105 самолетов и вертолетов, 12 кораблей. Россия проводила маневры «Центр–2015»: 95 тысяч военнослужащих, 7000 единиц техники и вооружений, 170 самолетов и 20 кораблей. Добавьте к этому инциденты с самолетами с выключенными транспондерами и проплывающими слишком близко друг от друга военными кораблями, и ощущение холодной войны налицо. НАТО обвиняет в нагнетании обстановки Россию, Россия обвиняет НАТО. Риторика используется одинаковая, и ссылки одни и те же — например, на то, что учения проводятся на собственной территории. Произносятся одинаковые слова о том, что не они были инициаторами новой холодной войны, но теперь вынуждены и тому подобное.


Те люди, которые в силу возраста застали существование двух военных блоков — НАТО и Организации Варшавского договора, — не могут избавиться от ощущения дежавю: все это мы уже слышали. И видели, конечно, тоже: и учения, и инциденты, и даже «горячие», пусть и локальные, конфликты. Но если среди нас есть немало людей, которые помнят о правилах ведения холодной войны, то среди политиков таких людей еще больше. И любой здравомыслящий политик знает: каналы связи нужно оставлять открытыми. Что, кстати, демонстрирует Йенс Столтенберг, в пятницу не ответивший на вопрос российской журналистки о том, верит ли он в то, что Россия может напасть на Польшу и страны Балтии, а уже в субботу говоривший: «Мы не видим никакой немедленной угрозы кому–либо из наших членов». Несмотря на это четыре батальона НАТО будут размещены в Польше и Балтии, и польский президент Анджей Дуда радостно сообщил журналистам: «НАТО достигло успеха на этом саммите, и Польша достигла успеха. Я рад, что мы достигли тех целей, которые перед собой ставили. Это означает присутствие войск НАТО на нашей территории». А мне показалось, что это удивительная ирония судьбы (и Барбара Брыльска на этот раз не имеет к ней отношения): Польша, которая на протяжении почти всей своей истории боролась с иностранными войсками на своей территории, теперь радостно их приветствует.

Не меньшую иронию я увидела и в словах Надежды Савченко (она приехала на саммит в составе украинской делегации): «Я благодарна НАТО за то, что оно не видит мир однополярным, а помогает сохранить равновесие. Однополярный мир не может существовать в третьем тысячелетии». Ирония заключается в том, что о необходимости создания многополярного мира говорят многие политики, включая президентов Беларуси, Китая и России. Российский военный эксперт Александр Гольц, с которым мы познакомились на саммите, назвал нынешнюю ситуацию «полным абсурдом»: «В России очень многие ждут агрессии со стороны НАТО, а в странах Балтии и Польше ждут агрессии со стороны России. И то, и другое является абсолютным абсурдом».

Но маховик холодной войны запущен, финансирование пошло, страны Центральной и Восточной Европы ощутили собственную значимость и теперь точно знают, на каких чувствительных струнах натовской души можно играть, чтобы достичь нужного результата. Но каналы связи — и это несомненный плюс — остаются открытыми, и 13 июля (если, конечно, ничего неожиданного не случится) пройдет заседание совета Россия — НАТО. Россия ведь тоже хорошо усвоила уроки холодной войны и тоже посылает сигналы: не зря ведь накануне саммита в Варшаве Владимир Путин говорил в Финляндии (кстати, не являющейся членом НАТО, как минимум пока) о том, что нужно сглаживать разногласия. А президент Олланд заявил в Варшаве, что для Франции Россия — не противник и угроза, а партнер. Но надеяться на то, что это принципиально улучшит отношения России с «коллективным Западом», все же не стоит. В ближайшее время этого не случится.

И хотя не присутствовавшая ни в каком официальном статусе на саммите НАТО в Варшаве Россия и была главной темой, не были забыты и другие, по–настоящему горячие, точки: помощь Афганистану продлена до 2020 года, принято решение о продолжении обучения иракских солдат (развертывать собственный контингент в Ираке НАТО считает нецелесообразным — там ведь убивают), а для борьбы с ИГ будут задействованы самолеты АВАКС. Большой пакет помощи предложен Украине, но ни ей, ни Грузии не предложена даже перспектива членства. Зато президент Черногории уже присутствовал на всех заседаниях саммита: Черногория в ближайшее время станет 29–м членом НАТО.

Подводя итоги, Йенс Столтенберг назвал саммит «очень успешным» и сообщил, что следующий пройдет не через два года, как обычно, а уже в следующем году, в новой штаб–квартире альянса в Брюсселе: ситуация в мире не позволяет ждать новых «исторических» решений два года.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 132 (25014). Вторник, 12 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter