Беларусь и Омская область готовы заложить общий фундамент для будущих кооперационных проектов

Закон Омска

С 2024 года Беларусь и Омская область начинают новый отсчет взаимного сотрудничества. В конце марта масштабная делегация российского региона во главе с губернатором посетит Беларусь с целью заложить перспективные основы будущего взаимодействия. Уже сейчас очевидно, что главными направлениями партнерства стороны видят промышленную кооперацию, общие разработки в АПК и машиностроении. Проекты долговременного взаимодействия обуславливаются характером экономик Беларуси и Омской области. Полвека назад российский регион сформировался как мощный экономический кластер, представляя собой одну из наиболее развитых территорий Сибири. Сегодня правительство области намерено развивать экономический потенциал края, серьезно рассчитывая на формирование кооперации с белорусскими партнерами.

Во время посещения делегацией Республики Беларусь во главе с послом Беларуси в России Дмитрием Крутым ООО «Холдинг «Велком» Омской области.

Ближайшие приоритеты

Омск — один из опорных индустриальных центров российского Зауралья. Цепочка промышленных городов Екатеринбург — Челябинск — Тюмень — Омск — Томск — Новосибирск протянулась с запада на восток севернее границы с Казахстаном. При определенной доле воображения их легко объединить в своего рода кластер, сшивающий в общее пространство производственные агломерации Урала и обеих половин Сибири. Омский регион объединяет в себе разные природные зоны. По мере продвижения на север области степь сменяется лесостепью, которая переходит в лес и болотистую тайгу. Отдельная зона — Прииртышье: великая сибирская река формирует оазисный микроклимат; здесь же расположены самые плодородные земли региона. Все это и определяет основные отрасли его экономики: промышленность, сельское и лесное хозяйство, наука, высокие технологии. Что и роднит специфику омских направлений развития с белорусскими подходами.

С Беларусью у омичей контакты растут. Прошлый год зафиксировал новую реперную точку отношений: наша страна вышла на четвертое место среди внешнеторговых партнеров региона. Впереди — Китай, Казахстан (неудивительно, учитывая общую с регионом границу), Турция. Впрочем, планы на ближайшее будущее — потеснить Анкару в тройке лидеров. Потенциал для этого, судя по последним годам, достаточный.  
Товарооборот Беларуси с Омском вырос практически вдвое, появилось много новых товарных позиций. Предприятия стали активнее вступать в кооперационные связи: несмотря на расстояние, выгода просматривается, работает логистика.
Но чтобы выйти на новый уровень, сторонам необходимы новые кооперационные проекты, считает посол Беларуси в России Дмитрий Крутой. В этой сфере совместных программ должны быть десятки, подчеркнул дипломат на встрече с губернатором региона Виталием Хоценко. Если говорить об Омской области, то главная задача ее правительства — переформатирование экономики. Основой нового уклада должна стать кластерная модель. Когда в ключевых традиционных отраслях промышленности начинают доминировать индустриальные парки, зоны опережающего развития. Такие, как их называют, секторальные истории, станут притягивать по цепочке всех необходимых резидентов: от науки до выпуска финишной импортозамещающей продукции.

— Цель белорусов сейчас, в рамках бизнес‑форума, который мы будем организовывать с омскими предприятиями в Минске, — найти те цепочки добавленной стоимости, где мы можем совместно посотрудничать. И микроэлектроника, и беспилотники, и радиоэлектроника — это базовые отрасли критического импортозамещения, которые определены таковыми нашими президентами. И наша задача — обеспечить проектное наполнение этих программ.
­Президент всегда говорит: только в российских регионах вы можете черпать новые идеи, знакомиться с предприятиями и формировать эти новые связи,
  — очертил ближайшие приоритеты Дмитрий Крутой.

Однако ориентироваться на новые уклады не означает прекратить уже существующие, проверенные форматы взаимодействия. В рамках выстроенных кооперационных связей партнеры активно работают в импортозамещении. В качестве примеров обычно приводят работу с металлокордом, стальной проволокой, металлоконструкциями — это белорусский экспорт. Из Омска идут шины, различные виды углеводородов, фенолов, спиртов — словом, целая линейка нефтехимических товаров, замещенная поставщиками из Омской области.

За годы партнеры выработали подходы к взаимному инвестированию. На основе этой тематики ведутся переговоры о будущих проектах.  
Омск рассматривает очередной вариант вложений в белорусскую экономику, планируя создать совместное производство,
сообщил губернатор региона Виталий Хоценко:

— У нас есть крупная организация, занимающаяся производством теплоэнергетического оборудования. Она инвестиционно активная, работает как в Российской Федерации, так и за рубежом. Так что это потенциальное производство, которое может быть реализовано в Беларуси. Для нас это серьезный эффект, наша компания расширяется и заходит на другие рынки. Для Беларуси — новое предприятие, на котором будут работать люди. И для республики оно станет таким же родным, как и для нас.

Профиль предлагаемого совместного производства — выпуск котельного, теплогенерационного оборудования. Учитывая программы реновации, перехода на местные виды топлива, программы газификации и электрификации в нашей стране, такое предприятие будет иметь хороший потенциал для развития. Омскому производителю в Беларуси готовы подобрать площадки под профиль производства, и реализация проекта станет еще одним позитивным примером сотрудничества, высказал уверенность посол Дмитрий Крутой.

В авангарде — техника

Главной темой белорусско‑омского настоящего остается, как несложно догадаться, машиностроение. Белорусские машины по‑прежнему фавориты на омском региональном рынке. Интересно, что в Омске работают сразу два дилера белорусской аграрной техники. И холдинг «Велком», и «База Агрокомплект» вполне находят как партнеров в Беларуси, так и сбыт в Омской области. Более того, поставки имеют тенденцию к росту, говорит заместитель генерального директора АО «База Агрокомплект» Ирина Баландина:

— Техническое перевооружение Омской области в аграрной сфере идет постоянно. С каждым годом мы все больше и белорусских комбайнов продаем, и тракторов МТЗ. Развитие животноводческой отрасли, увеличение поголовья скота в области этому способствуют. Данная отрасль всегда требует обновления. Поэтому наши контакты расширяются.


Директор «Велкома» Иван Величев также весьма позитивно смотрит на перспективу работы с белорусскими машинами. Предприятие сейчас строит под них целый экспозиционный павильон.

— Состоять он будет из двух выставочных залов. Комбайны, тракторы, фронтальные погрузчики — словом, все, что поставляется из Беларуси. Идея заключается в том, чтобы клиент зашел, осмотрел образцы, выпил кофе… Как в автосалоне для легковых машин, — улыбается директор. — Все привыкли к такому сервису в салонах легковушек, а мы хотим, чтобы и комбайновая площадка так же работала. Как только приходит новинка техники, ее сразу видят потенциальные покупатели.

На базе предприятия запланировано создание складов запчастей, двух учебных классов. Задача — не просто продать, но и научить пользоваться техникой.

Из позитивных событий последнего времени стоит отметить заход на рынок региона белорусской коммунальной техники. В 2022 — 2023 годах начались закупки машин такого профиля в интересах областного центра.  
Сегодня компания «АМКОДОР» рассматривает перспективы организации в Омской области сборочного производства. Омичи в этом вполне заинтересованы, предложили для изучения несколько инвестиционных площадок. Это одно из самых свежих предложений белорусско‑омского инвестиционного взаимодействия.
— Окончательное решение пока не принято, — рассказывает посол Дмитрий Крутой. — Но речь идет о сборке линейки машин, которые были бы интересны не только Омской области, но и соседним регионам. Сейчас собираются соответствующие заявки, чтобы определить точку безубыточности проекта: какое количество машин должно здесь собираться. Это будет однозначно экономически более выгодно, чем возить технику, допустим, из Республики Беларусь. Далее определим уровень локализации с учетом сырьевой компонентной базы, которая здесь есть. И я думаю, что, учитывая опыт инициатив, реализованных в других российских регионах, такой проект в Омске однозначно может получиться.

С учетом изменений нормативной базы в Союзном государстве омский рынок открывается и для белорусской пассажирской техники. В ходе Высшего госсовета Союзного государства президенты утвердили декрет о единой промышленной политике. Он позволяет признавать страну происхождения товаров, что открывает рынки для белорусской и российской продукции на общем союзном пространстве. В Омске рассчитывают, что данный документ приведет на местный рынок и белорусскую пассажирскую технику, сообщил посол Беларуси в России.

Земельный вопрос

Омская область — хороший пример того, как даже, казалось бы, конкуренты в одной сфере могут найти хорошие возможности для кооперации. Такой сферой для белорусов и омичей становится сельское хозяйство. Российский регион, хотя и не считается аграрным лидером России, но и по зерну, и по молоку — в четверти производителей среди всех 89 субъектов федерации, а по производству гороха и вовсе в пятерке лидеров. Еще одной культурой, на которую сделают ставку в Омской области, будет лен‑долгунец. В советское время область была лидером России по его производству. Сейчас стоит задача вернуть льноводство на прежний уровень. По засеянным площадям регион возвратил себе лидерство, теперь вопрос лишь в качестве производства. И это отличный повод наладить кооперацию с белорусскими специалистами, считают в Минсельхозе Омска.

— Сегодня у нас заключены соглашения об испытаниях ряда сортов. Вообще, тема льна‑долгунца очень интересная. Беларусь — мировой лидер в данной отрасли, а мы являемся лидером в России по площадям посева. Сейчас отрабатываем технологию переработки этой культуры, районируем некоторые сорта, смотрим, что применяется в Беларуси, — поделился министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай Дрофа.

В Беларуси на возможность сотрудничества смотрят тоже с большим интересом. Совершенно понятно, что, начиная взаимодействие практически с нуля, в перспективе можно выйти и на новые цепочки производственной кооперации, и на создание совместных предприятий: лен никогда не выйдет из моды ни у покупателей одежды, ни у потребителей масла и семян.

— Нам очень нравится инициатива губернатора возродить советские традиции льноводства, переработки льна‑долгунца, — подчеркивает посол Беларуси в России. — Это для нашей страны политическая сельскохозяйственная культура.  
­Президент уделяет много внимания льну и его переработке, и мы всю цепочку производства, конечно, партнерам покажем. По запросу готовы обеспечить научное, методологическое сопровождение производства.
Судя по настроению в правительстве Омской области, готовность сотрудничать в этой сфере вполне определенная. При этом губернатор готов пойти намного дальше. На переговорах с послом Дмитрием Крутым Виталий Хоценко предложил белорусским партнерам брать в аренду неиспользуемые земли с целью введения их в сельхозоборот:

— У нас много полей, сельхозземель, которые на сегодняшний день не используются.  У Беларуси большой потенциал, много бизнеса в области животноводства (мясного и молочного), растениеводства. И я попросил посла помочь найти таких людей, с которыми можно вести переговоры на предмет прихода к нам белорусских компаний. Мы готовы предоставлять им наши земли, главное, чтобы они были в обороте.

Комментируя такое предложение омских партнеров, Дмитрий Крутой уточнил, что эта история необязательно может быть связана с производством льна. Зато потенциально может появиться перспектива производить продукцию в Омской области и с этого плацдарма взаимодействовать и с другими регионами России.


— Действительно, на севере Омской области есть огромное количество земли, которую можно вовлечь в производство. Губернатор предложил Беларуси и белорусским бизнесменам по минимальным арендным ставкам брать эту землю, получать преференции особой экономической зоны, производить продукцию и реализовывать ее не только на территории Омской области, но и продвигать дальше, допустим, на Дальний Восток. С учетом логистических решений это будет комплексная история, связанная, с одной стороны, с возрождением льняной отрасли, льноводства. А с другой — с вовлечением земель в оборот, — уточнил суть предложения Дмитрий Крутой.

Казалось бы, совместная льноводческая программа — сам по себе серьезный проект, делающий сотрудничество Беларуси и Омска отличным от работы нашей страны с другими регионами России.  
Однако есть еще одна важная тема в аграрной области, позволяющая вывести взаимодействие на принципиально новый уровень. Речь идет о сотрудничестве в оснащении доильных залов белорусского производства программным обеспечением.
— У вас есть хорошая программа, касающаяся молочного оборудования, — вводит в курс дела Николай Дрофа. — «Гомельагрокомплект» делает, скажем, доильные залы и применяет в производстве иностранный «ум», программное обеспечение из‑за рубежа. Но сегодня в Омске есть адаптированные программы, которые могут быть применены в белорусском производстве. Здесь мы сейчас ведем переговоры. Так что и в этой области друг друга дополняем, делаем крепче. Тем самым продвигаемся вперед.

— Омское предприятие (Институт приборостроения) разработало очень интересный программный комплекс — полное импортозамещение программной оболочки комплексов по строительству животноводческих ферм и иных подобных объектов, — конкретизировал суть проекта Дмитрий Крутой. — Хотя на самом деле эта история гораздо шире. С помощью RFID‑меток создаем цифровые генные карты здоровья животных и обеспечиваем высокую производительность, снижаем затраты. Действительно, в Беларуси на базовых предприятиях, занимающихся выпуском оборудования для животноводства, к сожалению, еще используется программное обеспечение западных стран. И мы находимся в зоне серьезного риска возможного отключения нас от этих программ и прекращения поставок. Надеемся, наработки омских айтишников будут востребованы у нас. Это живой пример, где мы можем импортозаместить такие технологии.
Фактически в ходе обсуждения подобных вопросов речь идет даже о несколько большем, чем формирование производственных цепочек в аграрной сфере. Работа белорусских аграриев с Омском выглядит скорее как создание своего рода базы. Фундамента, который может стать основой для взаимодействия в самых разных областях. Что, несомненно, открывает новые возможности для самых разных отраслей экономики.

Расширить контакты

Стороны активно обсуждают развитие номенклатуры взаимно поставляемых товаров. Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой и губернатор Омской области Виталий Хоценко подробно разобрали концепцию открытия в Омске белорусского торгового дома.  
По принципу «Першага гандлёвага дома» в Минске в российском миллионнике появится площадка, наполненная белорусскими потребительскими товарами — от продуктов питания до продукции легкой промышленности.
Ну а укрепить деловые контакты и, как следствие, расширить товарную номенклатуру позволило бы открытие прямого авиарейса между Минском и Омском.

Это ведь постоянно работающий принцип: чем больше бизнес‑контактов, тем больше бизнес‑проектов. Сила действия равна силе противодействия, сформулировал Ньютон. И этот физический постулат хорошо ложится на взаимную проектную работу Беларуси с российскими регионами в период санкционного давления.  
И почему бы не сказать, что, например, рост белорусско‑сибирского взаимодействия прямо пропорционален желанию сторон и приложенным усилиям в его достижении, невзирая на внешнее противодействие. Вполне себе похоже на новый закон. Пусть будет закон Омска.
korotkin@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter