Хоть человек — царь природы, иногда лучше ее представителям уступать

Закон джунглей под Вилейкой

Наивно было бы ожидать, что всеобщие законы матушки–природы в Беларуси не действуют или действуют как–то иначе, чем, например, в Африке. И все же думалось, что они не проявляются столь же экстремально, как в саванне, где царь зверей безжалостно убивает маленьких «котят» соперника, чтобы занять его место рядом с львицей. В конце концов, у нас водятся не крокодилы и анаконды, не гиены и леопарды, а главным образом — травоядные копытные. Есть волк, но что с него взять: он и есть волк. Хотелось верить, что наше дикое поголовье тоже отличается, так сказать, толерантностью. Иллюзия была разбита самым жестоким образом и не единожды.

На днях при посещении «своих» грибных мест возле Вилейского водохранилища я наткнулся... на тушу лосенка. Не маленького, килограммов под 150. Не в глухой чащобе, а рядом с деревней Ободовцы, метрах в 400 от шоссе. Должно быть, задела машина. Пару лет назад здесь же я едва не наткнулся на пару взрослых особей, которые вышли из леса в 10 метрах от бампера. Они — хозяева! — абсолютно игнорировали машину.

Жена сначала ударилась в слезы: «Жалко же! А потом взглядом врача оценила тушу как свежую. Поскольку животное не умерло, а было убито, то мясо пригодно к использованию. Предложила сообщить соседям по деревне, среди которых есть семьи многодетные, не слишком богатые. Пусть, мол, разделают. Будучи несколько более искушенным в вопросах охотничьего права (за такое самовольство можно под серьезную статью угодить) я поступил иначе: позвонил участковому. Милиционер поблагодарил и заверил: вам перезвонят.

Вскоре позвонил, а потом и приехал к нашему дому егерь местного лесхоза Борис, с которым мы отправились к нужному месту. Он осмотрел тушу, ощупал, перевернул на другой бок... Еще раз ощупал и осмотрел, обнаружил раны. На земле было бурое пятно. Борис по телефону доложил, видимо, начальству: «Самочка. Еще теплая».

А потом «убил» меня своим объяснением: это сделал взрослый лось–самец. Сейчас время гона. Олени по ночам ревут так, что лес содрогается, а косули — это хорошо видно через прибор ночного видения — выбегают на поля и трясутся от страха. Буквально вчера, дескать, в одной деревне неподалеку отсюда, пришлось закопать взрослого 400–килограммового самца, которого тоже убил соперник. Бьются насмерть. Более слабый или умрет здесь же или позже, в лесу.

Но я, читатель, пишу эти строки отнюдь не ради экзотических впечатлений. 10 января этого года газета опубликовала мое расследование «Драма в деревне Копча» (его и Борис, оказалось, читал) — о том, как «ручной» олень в период гона убил местного жителя. В деревне! Спросил у Бориса: а если бы мы с детьми или другие грибники оказались здесь в тот момент, когда опьяненный гормонами лось преследовал лосиху с детенышем? Борис ответил: «Никто ничего не может гарантировать. Это звери. Даже лебедь ударом крыла может убить человека. Такое случалось».

Теперь о лебедях. Неподалеку есть пруд, где водятся караси. Каждый год его навещает пара лебедей, которая в свое время выплывает из камышей с потомством. Поначалу птенцов было пять. Через неделю я видел уже четверых, потом троих. Коршун убил? Нет! Местный рыбак сказал мне: «Про пятого не знаю, но четвертого убил самец–чужак». Рыбак своими глазами видел, как тот забивал птенца и сломал шею раньше, чем родительская пара пришла на помощь.

Еще через неделю компания неожиданно выбралась из воды и, ведомая самцом, направилась к рыбакам. То ли за угощением, то ли с целью прогнать. Самец охотно глотал хлеб, который ему бросали, но наступал с шипением весьма агрессивно. Остановилась машина, из нее выскочили две восторженные женщины и принялись за селфи. Надеюсь, что лебедь во время фотосессии все же не так опасен, как бобер, который (прошлогодняя известная история) убил одного из фотографов, перекусив тому бедренную артерию.

Наконец, про карася. Точнее — про лягушку. Поймав небольшую рыбку, я швырнул ее в воду, но недобросил: она воткнулась в илистый берег. Отвлек клев, а потом раздались странные, чавкающие звуки. Жаль, что при мне не было фотоаппарата, поверьте на слово. Карасика на месте не было, только хвост его торчал из пасти... небольшой лягушки. Анаконда! Я–то думал, что лягушки питаются исключительно комарами.

Законы природы просты. Сильный в лучшем случае прогонит слабого, в худшем — убьет или съест. Природа щедра на сюрпризы, иногда неприятные, даже трагические. И хотя человек — царь природы, иногда лучше ее представителям уступать. Лосю, оленю, кабану, бобру. Ради собственной безопасности. А маленьким детям эти достоверные истории лучше все же не пересказывать, чтобы до поры не разрушать иллюзии, порожденные мультиками про крокодила Гену и другими добрыми сказками. За детьми лучше всегда приглядывать.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 179 (24809). Пятница, 18 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter