Мысли вслух по поводу школьных реформ

Задача

Колонка Татьяны СУЛИМОВОЙ

Это Витя. Он девятиклассник. У него два репетитора, по физике и математике. Витя ездит два раза в неделю к физику в Серебрянку и еще два раза в неделю к математику на проспект Притыцкого. Каждый раз школьник тратит на дорогу туда–обратно полтора часа, потому что репетитор не может себе позволить «кататься по городу», по его собственному утверждению, в эти полтора часа еще два ученика могут посетить его. А это соответственно 40 рублей. Время Вити пока ничего не стоит.

Вопрос: Если эти полтора часа на дорогу прибавить к полутора часам, которые Витя занимается с репетитором, смог бы ученик за три часа сам сделать домашнее задание?

Ответ: Нет. Витя пробовал. Никак нет.


Вот Кирилл. Он шестиклассник. Два раза в неделю его возят к репетитору по английскому. И два раза в неделю приезжает учитель математики. Каждый академический час занятий стоит 20 рублей. Англичанин занимается с Кириллом два раза по часу. А математик два раза по два часа.

Вопрос: Сколько денег родители Кирилла тратят на бесплатное школьное образование?

Ответ: 400 рублей в месяц. Есть еще и другие пункты.

К второкласснице Ксюше приходит делать уроки учительница, вышедшая на пенсию, потому что родители заняты допоздна на работе, а Ксюша не может самостоятельно написать реферат про времена года и оформить в папку. Еще ей сложно разобраться в оформлении тетради. И вообще, много всяких вопросов.

Вопрос: Сколько учителей, репетиторов и профессоров заработают на бесплатном школьном образовании Ксюши, пока она окончит школу?

Почему наши дети подсажены на весь этот персонал?

С начала сентября я только и слышу истории мам о том, каких еще замечательных репетиторов они отыскали и как выкроить время, чтобы посетить все дополнительные занятия. Я сама, если честно, в той же упряжке. С теми же вопросами. Иногда кажется — можно плюнуть на все, пусть школа учит, а ребенок самостоятельно делает уроки. Но ребенок просит помощи — и как оставишь? И если твое собственное время стоит дороже репетиторского, а его нет... то начинаешь искать помощников. Это правильно. Правильно?

Моя подруга живет в Барселоне, дети ее учатся в престижной школе. Им тоже задают много «домашки». Но европейцы уже развернули кампанию по отмене дополнительных заданий, в некоторых школах более десяти лет практикуется отсутствие послешкольной нагрузки. Как результат — уменьшение количества детских заболеваний и увеличение уровня IQ школьников. Отдохнувший ребенок, которому к пятнице не опостылело учиться, гораздо продуктивнее того, кто тянет упряжку без отдыха. Прекрасный опыт. Я рекомендую прислушаться, но учителя только разводят руками — такой подход требует полного пересмотра учебного плана. А план таков, что, если в классе более 25 учеников (что уж говорить о классах, где их 35), учитель не может на уроке донести материал до каждого.

Задача.

И вот второклассница Ксюша встает в 7.00. С 8.00 до 12.00 она в школе. Ксюше рекомендовано плавание, поэтому три раза в неделю ее отвозят в бассейн. (И правильно делают!) В 15.00 Ксюша обедает. С 16.00 до 19.00 делает уроки с учителем. Затем ужинает и собирает портфель. На часах 19.40.

Вопрос: Сколько времени Ксюше отводится на вечернюю прогулку на свежем воздухе и свободные игры, если в 20.30 ей нужно чистить зубы и укладываться спать?

К слову, Ксюша всегда в выигрыше в отличие от Оли, которую родители могут забрать из группы продленного дня лишь в 18.00. В 21.40 мама Оли уточняет в родительской группе вайбера, что задавали по русскому языку...

Родители Таня и Максим долго пытались регулировать вопрос внешкольного обучения своих дочерей с помощью репетиторов. Придя в недоумение, почему дети — учащиеся начальной школы — после четырех–пяти часов занятий еще и дома делают уроки три часа, тоже с учителем, они просто раз и навсегда перевели малышей на домашнее обучение. С тех пор те учатся три часа в день, сдают тесты на отлично, носятся во дворе и завоевывают награды во всяких спортивных и музыкальных состязаниях.

Я в раздумьях. Но я против изоляции детей, поэтому не доверяю домашней форме обучения. Равно как и не хочу отдавать ребенка в платную начальную школу, где созданы стерильные условия. Жить нужно в обществе. В том самом, которое создает страну. И учиться в общей школе, если хочешь понять своих соотечественников и стать частью той силы, которая приведет страну к процветанию. А именно такие амбициозные задачи мы ставим своим детям, потому что верим в их таланты и способности. Но балласт прошлого опыта силен, перемены осуществить непросто. Понимаю. Только они необходимы! Школьные преобразования, ведущие если не к полной отмене, то к максимальному облегчению внешкольной нагрузки.

Вопрос: Как это сделать?

Ответ: ?

Т.С.

sulimovna@rambler.ru

Советская Белоруссия № 178 (25060). Пятница, 16 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter