Представляем самые яркие премьеры осеннего театрального сезона Москвы

За полчаса до зимы

Москва — самый театральный город мира, и неудивительно, что найти спектакль по душе здесь может каждый. Не успели отгреметь премьеры прошлого сезона, как режиссеры и артисты уже предлагают зрителю новые. «СОЮЗ» собрал небольшой путеводитель по любопытным постановкам — от классики до современной драматургии. В главных ролях — звезды.

Ирина Пегова выступила в роли Ханумы в спектакле «Авлабар, или Новая Ханума» в постановке МХТ им. Чехова.
РИА НОВОСТИ

«Амадей», Театр им. Евгения Вахтангова

Пушкинскую версию истории Моцарта и Сальери знает каждый, как и то, что черная зависть губительнее в первую очередь для самого завистника. И пусть давно доказано, что никакого отравления на самом деле не было, дело ведь совсем не в этом. В Вахтанговском театре «Амадея» поставил Анатолий Шульев, а на главные роли пригласил звезд труппы — Виктора Добронравова (Моцарт) и Алексея Гуськова (Сальери).

— Мы попытались рассказать историю чуть шире, чем взаимоотношения двух соперников. В том числе поговорить о творчестве, потому что Сальери был великим преобразователем оперы, чрезвычайно высоко оцененным современниками, и было время, когда его музыка звучала громче, чем музыка Моцарта, — рассказывал журналистам накануне премьеры Алексей Гуськов. — Тема источника вдохновения, которое Моцарт находил в жизни, практически поднимая с пола, меня всегда очень интересовала. Потому что музыки нет без вдохновения, но ее нет и без ремесла. И это тоже тема Моцарта и Сальери.

«Авлабар, или Новая Ханума», МХТ им. Чехова

Многие помнят музыкальный спектакль «Ханума», поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Ленинграде в 1970‑е. Кто-то видел его вживую, кто-то — по ТВ.

В МХТ им. Чехова историю о том, как две свахи наперегонки пытаются женить старого князя и заодно выяснить, кто из них лучшая, поставил ученик легендарного режиссера Виктор Крамер.

— Мира пьесы Авксентия Цагарели с его простыми радостями, естественными страстями, с конфликтами, которые легко разрешаются, в реальности не существует. Жизнь стала другой. Но нам важна эта мечта — о некоем удивительном мире, где все всегда заканчивается хорошо, и наша фантазия тут важнее реальности, — отмечает режиссер.

Хануму играет Ирина Пегова, а прокутившего все князя Васо Пантыашвили — Артур Ваха (в другой версии — Юрий Стоянов). В спектакле много музыки и песен — от колоритного грузинского многоголосья до трогательных ностальгических баллад — и фантастические декорации.

«Вероника», Театр на Бронной

В афише Театра на Бронной появился, пожалуй, самый тихий спектакль Константина Богомолова — «Вероника» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Им режиссер продолжает серию своих спектаклей — человеческих историй. 

— Это честная история о людях и для людей, в которой нет указующего перста — это хорошо, а это плохо. Каждый сам для себя понимает и ощущает, кто ему ближе и почему, — отмечает он.

Это, конечно, не буквальное повторение сюжета культового фильма «Летят журавли». Но это история о войне через призму жизни одной семьи, в которой есть место трагической любви и подвигу, предательству и раскаянию, потере и обретению новой жизни. Это спектакль о молодых людях, почти детях. Они только начинают жить и уже на старте этой жизни сталкиваются с большими и сложными вызовами. В постановке заняты как молодые артисты труппы (Василиса Перелыгина, Никита Худяков, Григорий Верник и другие), так и мастера — Вера Майорова, Иван Шабалтас, Людмила Хмельницкая.

«Последнее лето», Театр Наций

Самая свежая премьера Театра Наций основана на сценарии «Куоккала» Анны Козловой. Действие происходит во время Первой мировой войны в курортном поселке с финским названием Куоккала (современное Репино, Ленинградская область). В начале XX века этот поселок был популярным местом летних резиденций у жителей Петербурга.

Главная героиня спектакля Анна — жена офицера. Ее окружение — сосед-доктор, сын-подросток, внезапно вернувшийся с войны муж, другие близкие родственники и прислуга. Они проводят летние вечера в духе чеховских персонажей — спорят о судьбах Родины, скучают, философствуют, читают вслух и устраивают спиритические сеансы, стараясь не замечать, что их идиллический мир вытесняется новым жестоким веком. В главных ролях — Юлия Пересильд и Вениамин Смехов.

— При всей тяжести темы мне бы хотелось, чтобы в спектакле было ощущение нежности и света, он для меня прежде всего про семью и про поиск дома, в широком смысле этого слова. А еще про память о счастливом времени, которое герои тщетно пытаются удержать, а оно истончается и испаряется. Отсюда и название — «Последнее лето», — говорит режиссер Данил Чащин.

«Собачье сердце», Малый театр

Постановка этого спектакля на Исторической сцене приурочена к юбилею народного артиста России Василия Ивановича Бочкарева, которому исполнилось 80 лет. В премьере «Собачье сердце» он играет профессора Преображенского. На эту роль его пригласил режиссер Алексей Дубровский.

— Всем нам известен замечательный фильм Владимира Бортко, вышедший в 1988 году и точно попавший в контекст политических и социальных изменений, происходивших тогда в нашей стране, под названием «Перестройка». Однако прошло почти 35 лет и многие акценты во взгляде на произведение сместились, — отмечает режиссер. — Восприятие того сложного времени 20‑х годов перестало быть однобоким и прямолинейным. Ведь у каждого тогда была своя правда. Да и сам герой повести, пес Шарик, впоследствии превращенный в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представляется сегодня не антагонистом, а жертвой. Недаром из его уст неоднократно звучит фраза: «Разве я просил мне операцию делать?»

Партнерами Василия Ивановича в спектакле стали Игорь Петренко (доктор Борменталь), Виктор Низовой (Нарком), Михаил Мартьянов (Швондер), а также Владимир Носик (швейцар Федор) и другие.

Инга Бугулова

bugulova-inga@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter