1 августа в России вступил в силу закон о блоггерах

За интернет без гнева и пристрастий

1 августа в России вступил в силу закон о блоггерах
ФАКТ

1 августа в России вступил в силу закон о блоггерах. Так назвали поправки в закон «Об информации». Фактически он приблизил популярных в сети авторов к статусу СМИ. Теперь не только отдельные блоги на сайтах или в блогосфере, но и пользователи соцсетей, страницы которых читает более 3 тысяч человек в день, будут регистрироваться в специальном реестре. Регистрация возможна как добровольная, так и по требованию Роскомнадзора или правоохранительных органов. В документе впервые дано определение блоггера: это «владелец сайта и (или) страницы сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 тысяч пользователей сети интернет». Важно, что блоггер необязательно должен находиться в России. Норма распространяется на всех, кто пишет на русском языке, и для российской аудитории.

Организатором распространения информации является любая площадка, где пользователи могут общаться, а их посты находятся в открытом доступе. Понятное дело, что с первого дня точно установить, сколько всего блоггеров, в том числе в Twitter и Facebook, с ежедневной аудиторией от 3 тыс., нет возможности. В марте этого года «Лента.ру» писала, что аудитория LiveJournal превысила 43 млн. уникальных пользователей, а блоггеров с подпиской более 1 тысячи читателей среди них только 6.918. И тем не менее всегда ярко заметны лидеры, и речь пока о них.

И КОММЕНТАРИЙ


За столь бурным развитием информационного пространства в глобальной сети явно не успевает мировое законодательство. Уже миллионы черпают из интернета новости, смотрят видео и слушают радио, а законодатели все никак не могут однозначно решить, относится ли информационный ресурс к СМИ или нет, является ли блоггер журналистом, кто отвечает за комментарии и нужно ли их модерировать.

Новый российский закон отчасти поставил точки над «i», приравнивая блоггеров к СМИ. Значит, они не могут распространять недостоверную информацию, призывать к экстремизму и насилию, клеветать, оскорблять, сквернословить и т.д. Не думаю, что это плохо. Если вас читают тысячи людей, вы обязаны работать в рамках не только журналистской этики и человеческой морали, но и закона о СМИ. Я тоже веду блог, но только в официальном издании, и хочу равных условий работы и ответственности со своими коллегами.

Подразумеваю, что рассказ о российском опыте вызовет у скептиков улыбку и намек на то, что в России не все идеально со свободой слова и они тем самым хотят взять под контроль неугодных блоггеров. Тогда несколько слов об английской и европейской системах работы с интернет–ресурсами.

Британский закон о клевете 2013 года создал прямой механизм, обязывающий операторов веб–сайта передавать полные имена и почтовые адреса анонимных пользователей, которые подозреваются в клевете. Если оператор веб–сайта отклоняет такой запрос, он сам может стать ответственным за клевету. Недавнее общественное судебное расследование в области культуры, методов и этики британской прессы («расследование Левесона» — названо по имени судьи, лорда Брайана Левесона, чья комиссия в 2011 — 2012 годах расследовала незаконные методы работы отдельных британских СМИ) привело к установлению государственного регулирования прессы и коснулось британских блоггеров. Поначалу они не приняли новое регулирование и были за это серьезно оштрафованы. После этого многие блоггеры заявили, что не могут рисковать финансами своей семьи и приняли правила игры.

Переломным прецедентом в урегулировании работы информационных ресурсов в интернете стало решение Европейского суда по правам человека, которое было оглашено 10 октября 2013 года под заголовком «Постановление по делу «Делфи АС» против Эстонии». Страсбургский суд посчитал возможным привлечение наиболее известного прибалтийского новостного интернет–ресурса к ответственности за комментарии читателей, оставленные на сайте редакции. Цитата из приговора: «Европейский суд по правам человека считает, что новостные агентства должны нести ответственность за комментарии к материалам на сайте. Даже если данный ресурс не принадлежит тому государству, где произошло оскорбление».

Сам неоднократно участвовал в дискуссиях по правовому урегулированию информационных ресурсов в национальном сегменте интернета. Ведь сейчас по белорусскому законодательству такого понятия, как интернет–СМИ, нет, а значит, нет и ответственности изданий за авторов, комментарии и многое другое, что подпадет под закон о печати. Любые попытки государства хоть как–то упорядочить и формализовать работу, хотя бы на уровне крупных новостных порталов, встречает у нас мощное противодействие. Объяснить это можно. Фактически закон о печати и других средствах массовой информации не действует в отношении наиболее читаемых в Беларуси новостных агрегаторов и информационных ресурсов. В самом крайнем случае за клевету или оскорбление, которое растиражировано миллионным тиражом, может ответить автор, да и то как гражданин, а не сотрудник СМИ. Что уж говорить о блоггерах и опусах в социальных сетях, форумах, чатах и анонимных комментариях. Никто не может безнаказанно озвучить ненависть, злобу, оскорбления и ложь, но желающие нашли свой инструмент — комментарии без регистрации. Отчасти это и синдром героя Антона Чехова отставного унтера Пришибеева. Добровольный шпион и туповатый самозваный администратор, он тоже был одержим манией во все вмешаться и навести порядок. Но того хоть все знали в лицо.

На портале www.sb.by ряд журналистов редакции ведут свои блоги, и все мы убеждены, что отсутствие в стране юридического статуса блоггера и интернет–СМИ не снимает с нас обязанность действовать в правовых и моральных рамках. Мир давно осознал, что нет ничего дороже чести и достоинства человека и никакая эфемерная свобода слова, искусственный рейтинг сайта, скандальный блоггер и анонимный комментатор не должны нарушить незыблемое правило: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

Советская Белоруссия №144 (24528). Суббота, 2 августа 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter