Премьера «Opus 40. Бесприданница» в театре им. М. Горького показывает пьесу Островского с неожиданного ракурса

Ярмарка тщеславия

Национальный академический драматический театр им. М. Горького недавно представил премьеру спектакля «Opus 40. Бесприданница» по пьесе Александра Островского в постановке художественного руководителя театра Сергея Ковальчика. Жанр спектакля определен довольно интригующе — «ярмарка невест в двух действиях». Премьеру показали в рамках празднования 200‑летия великого русского драматурга. Театр напоминает, что пьеса «Бесприданница» была написана в 1878 году и стала сороковым по счету оригинальным произведением А. Н. Островского. На черновом варианте рукописи «Бесприданницы» автор собственноручно пометил: «Opus 40». Тем самым, по мнению режиссера, он хотел подчеркнуть особую музыкальность пьесы.

Между Ларисой (Вера Грицкевич) и Карандышевым (Сергей Жбанков) в премьере летят эмоциональные искры.

Режиссер Сергей Ковальчик не стал радикально переделывать нарратив пьесы, осовременивать действие или вступать в полемический спор с известным фильмом Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятым по мотивам драматургического опуса. Скорее он передает привет шедевру: в одной из сцен Паратов (Руслан Чернецкий) со своей веселой компанией чуть не затягивает популярный романс «А цыган идет» («Мохнатый шмель») композитора Андрея Петрова из фильма, но вовремя спохватывается и останавливается, как бы озорно подмигнув залу. Режиссерская ставка сделана на актерские работы, синтез музыки, пения и визуального решения. «Музыкальность» пьесы оказывается главным стержнем, на который опирается оригинальная режиссерская концепция. Оттого и многие моменты зазвучали неожиданно. 

Если в античной трагедии хор — это выражение рока, неумолимой судьбы, трансцендентной воли богов, то в премьере «Opus 40. Бесприданница» хор — тоже полноценное действующее лицо, почти до самого финала вполне жизнерадостное. Еще запоминается неожиданная сцена с бельем на волжском берегу — женщины отчаянно лупят мокрой тканью по помосту, летят брызги во все стороны, и в этом столько боли и безысходности, что сжимается сердце.

В роли Хариты Огудаловой зрители увидят заслуженную артистку Беларуси Анну Маланкину. Актрисе хорошо удалось передать сложность натуры героини, ее внутреннюю боль и тревогу, в то же время коммерческую хватку и цепкость. В какие‑то моменты Харита Игнатьевна в трактовке Маланкиной предстает настоящей хищницей, такой же, как ее окружение, а в какие‑то моменты ее безумно жаль. Роль Ларисы Дмитриевны исполняет молодая актриса Вера Грицкевич, которую хорошо знают зрители Гомельского областного драматического театра. В Юлия Капитоновича Карандышева перевоплотился артист Сергей Жбанков. Интересный образ сложного закомплексованного человека, постепенно приходящего к отчаянию, получился у Жбанкова целостным и наполненным. Ослепляет блеском и мужской харизмой в роли Сергея Паратова заслуженный артист Беларуси Руслан Чернецкий. Павел Евтушенко в роли Робинзона немало удивляет местных жителей своими привычками и гламурным внешним видом. Также интересные краски в актерский ансамбль вносят Денис Немцов в роли Кнурова и Егор Третьяков в роли Вожеватова.

Премьера «Opus 40. Бесприданница» в театре им. М. Горького — большая командная работа, в которую каждый участник внес частичку души. Получилось коллективное признание в любви к творчеству «русского Шекспира».

К СВЕДЕНИЮ

В мае премьерный спектакль «Opus 40. Бесприданница» ждут на V Фестивале русских зарубежных театров в Набережных Челнах, а затем в рамках гастрольной программы «Большие гастроли» белорусскую постановку увидят жители Уфы и Оренбурга.

Добрый зритель в девятом ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter