В гостях в оленьем питомнике Кобринского лесхоза

Взять оленя на панты

Я уже полчаса в необычном оленьем питомнике Кобринского лесхоза, а самих животных нигде не видно...
Шумят деревья на ветру. Тихо плещется вода в небольшом озере с островом посередине. Шаткие мостики скрипят от каждого шага. С трассы неподалеку доносится ровный шум автомобилей. Я уже полчаса в необычном оленьем питомнике Кобринского лесхоза, а самих животных нигде не видно. В чем тут секрет?

olen.png


— Машка! Машка! Машка!

За деревьями вдруг начинается какое-то движение. Из тени показываются длинные ноги. За ветвистыми стволами несколько раз мелькают такие же ветвистые рога.

— Машка! Машка! Машка!

Пятнистые олени выходят на опушку и в нерешительности застывают у берега озера. Несколько секунд как будто раздумывают. Голос слышится знакомый — смотрительский. А напротив с фотоаппаратом стоит чужой человек. Но спустя мгновение животные все же срываются с места и бегут ко входу в вольер.

У ворот стадо оленей встречает Елена Козич. Рогатые питомцы хорошо знают ее и ее куртку. Этого человека они видят 12 лет каждый день. Поэтому не боятся брать хлеб прямо из рук смотрительницы. Но выпечка и яблоки для них, скорее, лакомство. В ежедневном рационе оленей таких изысков нет. Кормят животных овощами, травой, сеном. Иногда дают соль и мел. Чтобы кости были крепче.

Но и без того пятнистые олени отнюдь не слабые копытные. В случае опасности окружают оленят. А еще они высоко прыгают и хорошо плавают. Оглядываюсь по сторонам: действительно, забор вокруг вольера выше двух метров. Смотрительница вспоминает: однажды все олени сбежали. Правда, через день вернулись. Однако от леса их все-таки решили отгородить.

В остальном за годы жизни в питомнике животные стали ручными. И доверяют всем, кто находится рядом с Еленой Александровной. По ее словам, к людям они тянутся не меньше лошадей, которые жили здесь до оленей. Протягиваю кусок батона — и его тут же съедает самый крупный и самый рогатый самец. Окрас его необычный, ярко-оранжевых оттенков. Смотрительница говорит, в сентябре такого оленя уже не покормишь. Начнется брачный сезон, и рогачи станут агрессивными. Будут драться друг с другом. И страшно и громко кричать на весь лес.

Спрашиваю, где же та самая Машка. И почему Елена Александровна звала только ее, а прибежали все восемь оленей. Оказывается, Машка умерла в прошлом году от старости. Но «позывные» остались те же. И на зов теперь откликаются все жители вольера. И самые юные, кто только недавно научился ходить. И крупные самцы, которые «руководят» стадом.

Провожу рукой по рогам одного из «главарей». На ощупь они кажутся мягкими. Смотрительница поясняет: у пятнистых оленей рога начинают расти весной. Но на зиму животные их не сбрасывают. Чтобы в холода можно было защититься от хищников. А как только приходит тепло, олени освобождают голову. К этому времени рога уже костенеют и становятся очень прочными. Елена Александровна рассказывает, что их забирают на сувениры.

Но есть у оленьих рогов еще одно назначение. Те, которые еще не затвердели, называются пантами. Порошок и настойка из них высоко ценятся в народной медицине восточных стран. Да и в СССР они были весьма популярны. Но в Петровичах, признается Елена Козич, оленям панты не режут. Во-первых, здесь мало самцов: четыре года назад был 21 олень, а теперь только 8. Во-вторых, в лесничестве оленей держат для красоты и на продажу. А в-третьих, панты сегодня — дело не слишком выгодное. На оленьей ферме поселка Ореховский соседнего района о продаже молодых рогов уже три года как не вспоминают. За килограмм высушенного товара дают всего 120 долларов. В России берут дороже — по 500 условных единиц. Но для заготовки и продажи в другие страны нужна особая лицензия. В общем, не стоят рога распила.

Вот и решили в Петровичах просто радовать гостей красивыми и рогатыми оленями. Елена Александровна говорит, каждую неделю сюда приезжают экскурсии. Так взрослые и дети могут пообщаться с живой природой. И для этого не обязательно ехать в Беловежскую пущу. За посещение питомника, кстати, денег не берут. Смотрительница считает, достаточно тех продуктов, что люди привозят оленям.

Лесничество время от времени зарабатывает на продаже оленей. Животные родом отсюда живут во многих агроусадьбах Брестской области и других регионов, а также в зоопарках. А одна особь стоит немало — 2—3 миллиона рублей.

Но Елена Козич настаивает: дело не в деньгах. Все же главная цель лесничества — показать красоту живой природы. Познакомить с жизнью красивых и мирных оленей в среде обитания, приближенной к естественной. Попасть сюда совсем несложно. Сама Елена Александровна живет в доме недалеко от вольеров. Она всегда рада гостям и может принять их в любое время.

Артем КИРЬЯНОВ

artem.kirjanov@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter