В фильмах Люка Бессона есть своеобразный подвох для зрителя

Выйти в ноль

Людмила Саенкова о фильмах Люка Бессона

Cо своеобразной отметки «в ноль» начинают многие большие художники. Некогда малевичская фраза «выйти в ноль форм» обозначила целую эпоху в искусстве и не только. В противовес «Черному квадрату» у Люка Бессона всегда есть свой тотальный белый фон как знак конца и начала одновременно. Он постоянно ищет свой «ноль форм». Всякий раз предлагает вроде бы виденное–перевиденное, но в то же время нечто абсолютно новое, точного названия которому пока еще никто не придумал. Этот режиссер создает свое кино, где есть только иллюзия следования некоей постмодернистской традиции. В каждом новом фильме (Бессон, к слову сказать, весьма плодовитый автор, снимающий и продюсирующий почти ежегодно), особенно в культовых «Ее звали Никита», «Леон», «Пятый элемент» и в нынешней «Люси» есть своеобразный подвох для зрителя. Предлагая в качестве манка расхожие сюжеты боевиков, Бессон лихо, словно иллюзионист, жонглирует элементами других жанров — фантастики, мелодрамы, психологической драмы. Его фильмы захватывают напряженной драматургией, эффектными приемами, зрелищными акцентами.


Несмотря на фантастическую неправдоподобность всех историй, всякий раз понимаешь, что это тот кинорежиссер, который пытается не просто позабавить, но и рассказать о себе. Пожалуй, самым личным фильмом Люка Бессона была «Голубая бездна», с которой стала восходить звезда как самого автора, так и одного из его любимых актеров Жана Рено. Там еще не было всего того, что позже появится у Бессона, прошедшего школу Голливуда: космических приключений, бешеных гонок, невероятных похищений, кровавых убийств. Выросший в семье инструкторов по дайвингу и сам серьезно увлекавшийся подводным плаванием, молодой режиссер рассказал то, что сам хорошо знал и чувствовал: способность не терять человеческое достоинство и иметь сильный характер в экстремальных ситуациях. В романтической драме повествовалось о красивом и жестком мире, где есть место настоящим чувствам, поступкам, мечтам. В этом фильме навсегда остался Бессон–романтик, грезящий о реально–нереальных мирах, о благородных людях.


«Люси» не только криминальный боевик, где девушка вступает в жестокий поединок с мафией. Героиня (Скарлетт Йоханссон) волею роковых случайностей оказывается наделенной сверхчеловеческими способностями, которые дают ей возможность беспрепятственно преодолевать любые барьеры. Люси выходит в свой «ноль», попадая в какое–то другое измерение, где нет границ между эпохами, временами и пространствами. Но это и не совсем фантастика. Бессон не был бы Бессоном, если бы узнаваемый сюжет криминального боевика не обернулся чем–то другим. Начинавшийся как гангстерский экшн фильм постепенно «вынуливает» на другой жанр, где есть место и научной фантастике, и сказке, где недюжинных сил героиня выходит победителем, даже если погибает (а точнее, превращается в своеобразный ноль вездесущий виртуальный интеллект). Пожалуй, это и есть главная идея Бессона–мечтателя. Как–то он сказал: «Когда я делаю историю, я делаю в первую очередь характеры героев». Люси продолжает линию сильных характеров, способных противостоять разрушению. Она — некий современный, весьма брутальный образ мушкетера, Фанфан–Тюльпана, Робин Гуда, вместе взятых.


Рассуждения о нуле небесполезны. И, к сожалению, небеспочвенны. Но ведь ноль может обернуться началом. Чего? И какие место и роль там будут у человека? И это тоже авторские размышления Бессона.


lpsm3163@mail.ru


Советская Белоруссия №188 (24569). Четверг, 2 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter