Всплыла «баржа смерти»?

Без малого сто лет назад в Ярославле произошел белогвардейский мятеж против Советов...

Без малого сто лет назад в Ярославле произошел белогвардейский мятеж против Советов, организованный Борисом Савинковым. История этого восстания изучена, казалось, досконально. Однако немало и мифов вокруг него. Один из них буквально всплыл месяц назад в ярославской речке Которосль. Река в этом году небывало обмелела, стали проглядывать обломки судна, напоминающего баржу. Неужели ту самую «баржу смерти» 1918 года, где мятежники держали пленных большевиков? В советское время эта баржа была неким идеологическим символом, на котором воспитывалось не одно поколение.

 


Опасно по сей день


В этом месте Которосли – топь, подойти к обломкам ближе чем на 10 метров просто невозможно, начинает засасывать в ил. Но даже на таком расстоянии мне было прекрасно видно, как из-под воды выглядывает сантиметров 10 каркаса, обшитого деревом, а в одном месте пучком, как букет цветов, торчат кованые гвозди.

 


Мимо проплыл байдарочник, я попросила его подвезти меня поближе – посмотреть на гвозди, но он испугался повредить лодку. За свой катер опасался и местный экскурсовод по окрестностям ярославской акватории Александр Лебедев, но все же согласился проплыть вместе со мной невдалеке от обломков.


– «Баржа смерти»? Не знаю, в наших местах судов такого типа много ходило. Не исключено, что это обычная баржа, в которую во время Великой Отечественной войны попала бомба, – размышлял Александр.


– У меня однозначного ответа нет. Надо изучать, могло ли течением привести «баржу смерти» к этому месту, – заявил мне Андрей Данилов, историк ЯрГУ им. П.Г.Демидова. – Могут быть и другие версии. Незадолго до мятежа, по весне того же 1918-го, из Петрограда сюда прибыло несколько барж с экспонатами Артиллерийского исторического музея. Петроград находился под угрозой захвата немцами, и оттуда старались эвакуировать все самое ценное. Тогда одна из барж, на которой находились раритетные пушки, ядра, мундиры, бесследно пропала где-то в этих местах.


Мы вместе с Даниловым пытаемся понять, кусок какой же истории выглядывает из воды. Ведь, в конце концов, место это – в самом центре Ярославля, недалеко от стрелки, где Которосль впадает в Волгу. И где без малого сто лет назад закончилось страшное заключение посаженных в плавучую тюрьму ярославских большевиков. Спаслись не все из них...


Смертники посреди Волги


В первый же день июльского восстания мятежники расстреляли военного комиссара и предгорисполкома. Остальных крупных партийных чиновников, коммунистов и им сочувствующих арестовали и отправили на баржу, которую вывели на середину Волги и поставили там на якорь. Количество арестованных до сих пор точно неизвестно. В сохранившемся списке 84 фамилии, но очевидцы уверяли: пленных было больше.


– По моим сведениям, заключенных было около сотни, – рассказывает Андрей Данилов. – В первые дни мятежа белые довольно тщательно составляли документацию. По моим данным, погибли примерно 6 человек, хотя другие историки называют иные цифры.


Это была так называемая гусяна, – продолжает Данилов, – баржа для перевозки дров и леса. Обычная длина гусян –  70 м, высота – 2 м. Та, куда перевезли пленных большевиков, была завалена дровами, в любой момент могла развалиться и затонуть.


По воспоминаниям выживших, надпалубных построек там не было и пленным негде было укрыться ни от жаркого июльского солнца, ни от ночного холода, ни от дождя.


Большевиков и немного еды для них на лодках подвезли к плавучей тюрьме. И оставили на волю судьбы. Впрочем, с берега приглядывали за арестантами.


Пленники баржи мучились от голода, жажды и ран. Несколько человек погибли от выстрелов – ведь и повстанцы, и части Красной Армии (которая уже подошла к городу) вели активную перестрелку. А баржа была посередине...


Снялись с якоря


Перестрелка – это еще мягко сказано. На самом деле это был настоящий артобстрел, восставших даже с воздуха бомбили. Вообще, советской власти дорого обошлось это восстание. Помимо практически разрушенного артобстрелом центра древнего города (разбомбили 2147 домов, без крова остались 28 тыс. человек, сгорело 20 фабрик и заводов и т.д.), были и другие потери. Так, из-за срочной переброски красных войск к Ярославлю пали Екатеринбург, Симбирск, Казань...


16 дней (до 21 июля) велись ожесточенные бои. А для заключенных «баржи смерти» пытка продолжалась чуть меньше – им удалось освободиться через 12 дней. Когда обитателям плавучей тюрьмы стало понятно, что про них в общем-то забыли, арестанты попытались организовать побег к своим, на противоположный от центра Ярославля берег Волги. Снарядили троих мужчин, еще не совсем ослабших от голода. Они должны были доплыть до берега и привести помощь.


– По воспоминаниям выживших, – рассказывает Данилов, – двоих убили, как только они отплыли, третий вынужден был вернуться на баржу. Больше заключенные позвать на помощь не пытались. К концу заключения голод на барже уже попросту свирепствовал: люди жевали кору дерева, ремни... Все, что хоть как-то могло спасти от смерти.


Как барже удалось сняться с якоря, до сих пор точно неизвестно: версии разные. По одной – пленные сами пытались подпилить цепь якоря. По другой – в него попал снаряд. Так или иначе, баржа освободилась и поплыла по течению. Через несколько сот метров ее прибило к берегу. Как раз там, где в Волгу впадает Которосль.


По счастью, «баржу смерти» принесло к «большевистскому» берегу. Изможденных людей сняли с палубы плавучей тюрьмы.


А вот судьба самой баржи с тех пор неизвестна. Шанс ответить на этот вопрос дала Которосль этой весной. Но им не воспользовались. Сейчас вода в реке уже снова поднялась и обломки скрылись из виду. Доставать их со дна никто не торопится. Ни ради изучения истории, ни ради безопасности байдарочников и отдыхающих.


Виктория Савицкая.


Советская Белоруссия №121 (24504). Суббота, 28 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter