Как благодаря Хаиму Сутину маленькие Смиловичи превратились в центр культурного туризма

Время Сутина

Его жизнь как художественный блокбастер. Историю нищего еврейского мальчика из белорусской деревни, который стал знаменитым в Париже, в Смиловичах — на родине Хаима Сутина — земляки художника с удовольствием пересказывают всем туристам и журналистам. К заезжим гостям в пятитысячном поселке хоть с трудом, но уже привыкли. Место притяжения всех путешественников — музей «Пространство Хаима Сутина» — визитная карточка не только здешних мест. В последние годы о туристическом потенциале Червенщины говорят уже в масштабах всей страны. Экскурсоводы в недоумении: как за 10 лет, прошедших с момента открытия музея, маленькие Смиловичи смогли превратиться в центр культурного туризма, куда ежегодно съезжаются тысячи поклонников и ценителей высокого искусства?


Главной здешней достопримечательностью долгие годы считался старинный дворец, которым в разные годы попеременно владели несколько именитых шляхетских родов: Огиньские, Манюшко, Ваньковичи. Культурные акценты сместились лишь в 2008 году, когда местный Центр творчества детей и молодежи приютил в своих стенах небольшой музей Хаима Сутина. Первым возвращению памяти о всемирно известном живописце на его историческую родину поспособствовал Владимир Счастный — дипломат, переводчик, экс–председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО:

— Увы, долгие годы о земляке, чьи картины стоят миллионы долларов, в Смиловичах, да и вообще в Беларуси, никто не знал. Первая публикация о художнике Сутине появилась в белорусской прессе только в 1985 году. Появилась... и осталась незамеченной. Возможно, потому, что на первой полосе номера газеты «Голас Радзiмы» рядом со статьей о художнике была напечатана информация о вступлении на пост Генерального секретаря КПСС Михаила Горбачева — поворотном событии того периода отечественной истории.


Чуть позже, когда ограничения на распространение информации были сняты, в пиар–кампанию по отвоевыванию имени Сутина включился интернет. Примерно тогда же белорусы узнали, что два их земляка — Шагал и Сутин — входят в топ самых востребованных, а значит, и самых дорогих творцов мира большого искусства. Известности уроженца Смиловичей поспособствовали в том числе и шикарные альбомы, а также каталоги выставок, которые принимали самые престижные музейные залы мира, продолжает Владимир Счастный:

— Именно они помогли преодолеть некоторую сдержанность руководства поселка и Червенского района в отношении проекта создания экспозиции, посвященной художнику. Так по инициативе Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО здесь открыли «Пространство Хаима Сутина». Название — отсылка к парижскому культурному центру «Пространство Пьера Кардена», который стал для нас примером успешного функционирования площадки такого уровня.

Владимир Счастный и Эльза Пиньоль

«Пространство Хаима Сутина» и сегодня, спустя 10 лет, занимает три комнаты все в том же здании. Переезжать и осваивать новые площади, признается руководитель музея Светлана Хасиневич, уже не хочется:

— Да и смысла нет: при центре работает художественная школа «Улей», где маленькие «сутинцы» рисуют, вдохновляясь примером талантливого земляка. Ученики «Улея» не так давно побывали на выставке Сутина в Москве. Напитались впечатлениями на годы вперед и уже показали результат. Специально к 10–летию музея мы организовали их персональную выставку по мотивам произведений знаменитого земляка.


* * *

На большой юбилей в Смиловичи, отложив дела, в числе первых приехали друзья и попечители музея. Заглянули на юбилейный огонек и представители дипкорпусов Франции, Германии, Литвы. Своим художника считает каждый из них. Первый советник посольства Франции Эльза Пиньоль уверена:

— Сутин, сам того не подозревая, стал для потомков тем самым мостиком, который лучше любых дипломатических договоренностей соединил Францию и Беларусь. Для французских искусствоведов Smilоvichi — магическое название. Мало кто знает Минск, но все знают Смиловичи — родину не только Сутина, но и Шраги Царфина, не менее почитаемого французами живописца.


Сам Хаим Сутин свою малую родину не забывал никогда. Сохранилась анкета (в музее есть ее цифровая копия), в которой витиеватым почерком в графе «место рождения» аккуратно выведено по–французски «Смиловичи». Здесь же на стенах одного из залов висят репродукции живописи и графики самого Сутина и его друзей по виленской школе изящных искусств. Атташе по культуре посольства Литвы Миндаугас Габренас не делит искусство на свое и чужое:

— Хаим Сутин свой для каждого из народов. Родился в Беларуси, жил во Франции, учился в Литве. В те годы виленская школа изящных искусств считалась одной из лучших. И мы очень гордимся причастностью к формированию Сутина как художника, творца.

* * *

Оригинальных работ Сутина в музее нет. О таком подарке, признаются, не смеют даже мечтать. Пока главная реликвия, связанная с именем земляка, находится под стеклом в зале его имени — это свитки Торы, которые, возможно, листал отец Хаима. Их передал в дар музею житель соседней Дукоры Михаил Щерба. Во время войны дед Михаила нашел свитки в одном из еврейских домов в Смиловичах и использовал... как утеплитель для чердака, засыпав сухими листьями. Светлана Хасиневич продолжает экскурсию:


— Во многом благодаря этому свитки Торы начала XIX века так хорошо сохранились. Несколько лет назад на старом еврейском кладбище волонтерам удалось найти могилу отца Хаима. Дата смерти Залмана Сутина — 1932 год. Рядом с его могильным камнем есть еще два памятника. Увы, прочесть надписи на них мы не смогли. Но вероятно, что именно здесь похоронены мать Хаима, умершая в 1938 году, и его младшая сестра, которой не стало в 1936–м. Кроме музея, это пока все, что осталось Смиловичам от знаменитого земляка.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter