Возвращение «Апостола»

В Минске спасли уникальную книгу XVI века. «Апостол» Национальный исторический музей приобрел в 2001 году. Десять лет к фолианту буквально боялись прикоснуться, он был в очень плохом состоянии. Еще немного — и книга погибла бы. Но нашелся спонсор — крупный банк. И мастера — Андрей Крапивка с женой Ириной — взялись за работу. Теперь солидный том смотрится как новенький, будто только что вышел из виленской типографии братьев Мамоничей.

В Минске спасли уникальную книгу XVI века. «Апостол» Национальный исторический музей приобрел в 2001 году. Десять лет к фолианту буквально боялись прикоснуться, он был в очень плохом состоянии. Еще немного — и книга погибла бы. Но нашелся спонсор — крупный банк. И мастера — Андрей Крапивка с женой Ириной — взялись за работу. Теперь солидный том смотрится как новенький, будто только что вышел из виленской типографии братьев Мамоничей.


Эта история со счастливым финалом преподнесла, однако, и ряд важных уроков...


Первый урок. Найти деньги на восстановление раритета сейчас можно (после появления Указа Президента № 77 о спонсорской помощи меценатом быть модно и полезно). Как отметил на презентации книги министр культуры Павел Латушко: «Реставрация издания — хороший пример сотрудничества музея и банка. Я надеюсь, что таких примеров будет больше, а некоторые изменения в нашем законодательстве этому поспособствуют».


Квалифицированного реставратора в стране днем с огнем не сыщешь. И нужно решать эту проблему уже сейчас, иначе наука по спасению раритетов станет мертвой. Это урок второй.


Многие, кому директор исторического музея Сергей Вечер показывал издание «Апостол» после его «воскрешения», не верили, что книга настоящая. Возьмите лист бумаги, пролейте на него чай или вино, оставьте след жирным пальцем и для чистоты эксперимента накапайте воск. Вы получите тот вид, который имели страницы редкой книги перед тем, как попали в руки супругов Крапивка. А теперь каждая страница фолианта — белая бумага, напоминающая офисную финскую. Анатолий Бутевич, бывший министр культуры, даже посетовал: «Хоть бы один старый лист в отреставрированной книге оставили — для сравнения».


Восстановители поработали на совесть: если говорить простым языком, вывели из книги все «шлаки». «Каждый лист опускался в специальный раствор, вычищался, — Андрей Крапивка знает все тонкости своего ремесла. — В бумаге накопилась масса примесей, из–за воздействия углекислого газа, проникающего из окружающей среды, происходило окисление и старение материала. А методика «лечения» известная. Но владеют ею всего несколько человек в стране. Вот только передать опыт некому. Все реставраторы предпенсионного или пенсионного возраста. И то, что мы знаем и умеем, заберем с собой».


«Апостол» дал повод для откровений мастера, высветивших огромный пробел: оказывается, у нас есть высококлассные специалисты, работающие с древней материей. Но у них нет учеников!


Андрей Крапивка, кстати, спас уже трех «Апостолов» из пяти книг, хранящихся в стране (одна — в историческом музее, одна — в Ветке, одна — в библиотеке НАН, две — в Национальной). Причем мастер использует еще советские запасы «реставрационной» бумаги, хотя ее могли бы делать, уверен реставратор, и наши современные целлюлозно–бумажные комбинаты и экспортировать в Россию, Украину.


В ближайшее время планируется открыть реставрационный центр при художественном музее и мастерские в историческом. Сергей Вечер обратился в Минкультуры с просьбой увеличить количество штатных единиц редкой профессии при кунсткамере. И, возможно, со следующего года, имея помещение и финансирование, Андрей Крапивка сможет заняться подготовкой учеников. А также осуществит свою заветную мечту: восстановить не 3, а 12 «Апостолов».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter