Уроки августа‑2020

Вместе

Тут на каждом шагу «пикейные жилеты» предлагают свои варианты будущего Беларуси. Особо — как и чем мы можем помочь. Задачи ставятся, прямо скажем, цирковой гибкости: ну, знаете, как девушка в трико достает зубами цветок у себя за спиной.

Владимир Мамонтов со своими белорусскими коллегами.
ОКСАНА БЕССОНОВА

Например: мы должны деликатно поддержать «здравых белорусов» вне зависимости от ситуации. Но при этом не оказывать услуги «посполитикам» и их технологам, которые решают задачи по отрыву Беларуси от России. И помогают оппозиции составлять программы «реанимации» страны, где нет Союзного государства и русский язык на обочине.

Нас уверяют, что белорусские протесты — никакой не майдан, нет, что вы, это протестуют добрые, достойные люди. Сняв обувь, они превращаются в полноценную нацию. Что интересно, в значительной части — так оно и есть. Там действительно живут достойные, добрые, хорошие люди.

Да что говорить? У меня самого симпатий этих к белорусам, прекраснодушия этого — полная пазуха и никакого камня. Но! Когда мне лично, как и России в целом, устно и письменно предлагают радоваться, что антироссийских выпадов и риторики на белорусских площадях нет, не вмешиваться, одобрять и не беспокоиться, я беспокоюсь все больше. И все меньше чувствую в себе цирковой гибкости и природного терпения.

Во‑первых, у нас с Беларусью Союзное государство, и для меня это не пустой звук. Простите, что с этого начинаю, но именно там, у союзников, находятся абсолютно важные союзные военные объекты, которые меня, Беларусь и Россию прикрывают от вполне конкретных ракетно‑ядерных ударов. С Севера и Юга. Это не секрет. Но об этом не толкуют на митингах. Не берут это в расчет. А зря.

Во‑вторых, у нас уникальная, масштабная совместная экономика: и тут уж точно дело не только в ракетных тягачах. Россия покупает у Беларуси больше половины экспортных товаров. И заметьте: раскачивают протесты ровно на тех заводах, которые важны и для России. Там же, где в производстве участвует китайский, польский и европейский капитал, ни про какие забастовки не слышно. Ладно, я не буду вмешиваться, но поясните, уважаемые, почему так?

При этом совершенно согласен: судьбу свою белорусы могут и должны выбрать сами. Когда в Москве гудела Болотная, мы с приятелем ходили на Поклонную, потому что поддерживали Владимира Путина. А третий наш соратник пошел к оппозиционерам. Бывает. Замерзли, помню, так, что, придя в кафе, вымолвить не могли, чего хотим, зубами клацали. Официант все понял: водочки и закусить? Угу. Считаю, не зря мерзли.

В Минске сейчас тепло. Есть и площади на выбор. Но не все можно решить на них. Что бы мне ни говорили, как бы ни убаюкивали — одна из задач белорусской нации сейчас не только достоинство сохранить, но и уберечь самих себя и детей своих от циничной «революции». Которую там вполне себе готовили и раскочегаривали, основываясь на лучшем в людях. На тяге к свету. К обновлению. На цветочках в стволы. На желании счастья и покоя. Ну, по песне Цоя про перемены — впрочем, группа Nexta поет новые песни. Просто надо умудриться отличить, где обновление, а где внешнее управление.

И еще: я всегда говорил, что Союзное государство — самое прекрасное из государств: у него нет репрессивной машины, оно не обманывает граждан, оно гарантирует свободу перемещения и доставляет простым россиянам и белорусам кучу удобств.

Помню, с белорусскими коллегами были на Камчатке. Дух у них захватило! «Сколько ж у вас силы и красоты», — сказал один. Я поправил: у вас. Почему? Ну, государство ж Союзное. Общее. Значит, ваше. Причем, заметил, симпатия к России — искренняя, русскими себя считают, как и белорусами, нет противоречия. И мы их искренне любим. Просто иметь надо в виду: сейчас в Беларуси и над ней работают люди, которые вас и нас точно не любят. Им все равно, что Беларусь, что Украина, что Америка, что Россия. Они и их наемники жестко борются за свои интересы, ничего личного. Давайте охолонем и подумаем вместе — раз уж мы вместе — а их интересы совпадают с вашими? Нашими? По мне, так нету у России и Беларуси каких‑то отдельных противников, одни они у нас.

Владимир МАМОНТОВ, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва», сопредседатель сообщества журналистов Беларуси и России «Друзья‑Сябры».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter