Белорусские врачи первыми в СНГ освоили новую хирургическую методику лечения хронического отита

Включите полный звук

Наши врачи первыми в СНГ освоили новую хирургическую методику лечения хронического отита
Наши врачи первыми в СНГ освоили новую хирургическую методику лечения хронического отита. Выполняют ее даже не во всех странах Европы. Надо сказать, еще в прошлом году под руководством немецкого профессора Мартина Коха хирурги РНПЦ оториноларингологии за два дня провели 6 операций по баллонной дилатации (расширению) слуховой трубы. Завершились они благополучно, однако на тот момент выводы делать было все–таки преждевременно. А сейчас есть все основания утверждать: результат даже превзошел ожидания.


Диагноз хронический экссудативный отит меняет жизнь человека до неузнаваемости. Слух может снизиться до 2–й степени тугоухости, когда перестаешь понимать речь на расстоянии более полутора метров. Шум и головная боль — привычные явления. Еще присоединяется аутофония — «эффект микрофона»: слышно эхо собственного голоса. В общем, состояние дискомфортное. И очень тревожное: бессонница, переживания о будущем, прочие печали полуглухой жизни. Из–за неважного слуха у школьников и студентов падает успеваемость, ведь на занятиях они стесняются переспрашивать, где–то не хватает внимания и концентрации. Так можно закомплексовать и замкнуться в себе. У взрослых людей под ударом социальные контакты и профессиональная сфера. Недослышал, не понял — в работе возникают промахи...

До появления новой методики врачи лечили таких пациентов консервативно. Обучая самопродуванию, например. Это почти как на взлете и посадке самолета: надо набрать в рот воздуха и, зажав нос ладонью, пытаться вытолкнуть его на выдохе. Когда эта и другие меры не дали эффекта, выход был только один — использовать шунт, чтобы через него жидкость, скопившаяся в ухе, вышла наружу. Да, становилось чуть легче, слух несколько обострялся, но всерьез проблему это все–таки не решало. Сложность еще и в том, что шунт мог стоять долго, а мог выпасть уже через месяц. Приходилось возвращать его на место несколько раз. А это снова местная анестезия и дальнейшие ограничения. Все изменило ноу–хау.

— Суть в том, что под общей анестезией и контролем эндоскопа врач вводит в слуховую трубу миниатюрный баллонный катетер. Затем помпой под давлением раздувает его в течение двух минут. Диаметр трубы расширяется примерно до 2 мм, — поясняет тонкости заведующая операционным блоком РНПЦ оториноларингологии Ольга Алехно. — Если процесс двусторонний — отит на оба уха, операцию делают сразу, не разбивая ее на «серии».

Длится работа врачей в среднем 15 — 20 минут, максимум полчаса. И если первых пациентов потом приходилось наблюдать в течение недели, то сейчас их смело выписывают из стационара уже на следующий день. Не нужны ни перевязка, ни обезболивание.

Конечно, тут никак без скрупулезной диагностики. Первый шаг — компьютерная томография, которая дает полную информацию о состоянии слуховой трубы. Второй — эндоскопическое исследование носоглотки. Если труба непроходима, то оперировать не возьмутся: слишком сложно поставить катетер плюс есть вероятность повреждения ее стенки, а ведь рядом сонная артерия. Это уже опасность для жизни. По словам Ольги Васильевны, профессор Кох сделал прогноз: эффективность таких вмешательств составит около 85%. У нас же она оказалась даже выше — до 88% для взрослых пациентов и до 97% у детей.

В практике Ольги Алехно была пациентка из Могилева, которая ждала такую операцию почти 3 года. Это как раз тот случай, когда женщине пришлось перенести несколько шунтирований. Только узнала, что в РНПЦ собираются внедрить новый подход, пообещала: «Я обязательно этого дождусь!» Хотя серьезные проблемы со слухом очень мешали работать ей как заведующей отделом информационных технологий. Прооперировали терпеливую пациентку одной из первых. Теперь ее проблема в прошлом...

В РНПЦ оториноларингологии выполнили уже более 40 новых операций по «спасению слышимости». В листе ожидания пациенты находятся не более 2 — 3 месяцев. Доверяют нашим врачам и пациенты из ближнего зарубежья: России, Литвы, Казахстана, Азербайджана. Для них операция стоит 1,5 тысячи долларов, а для белорусов бесплатна.

Кстати

Четкое восприятие звуков у некоторых пациентов возвращается уже сразу после пробуждения от наркоза. У иных еще 2 — 3 недели идет его восстановление. Такие ограничения, как запрет полетов на самолете, ныряния, придется соблюдать не более трех недель.

mart@sb.by

Советская Белоруссия № 222 (25104). Пятница, 18 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter