Книжный навигатор

Виртуальная улыбка

Анатоль Зэкаў. Замарожаныя пачуццi. Мiнск, Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi, 2015.

Хаця на вокладцы гэтай кнiгi стаiць толькi адно iмя, насамрэч аўтары тут два: паэт Анатоль Зэкаў i мастак Алег Карповiч. Кожная пародыя Зэкава суправаджаецца шаржам Карповiча на кагось з беларускiх паэтаў. Гэта не першая такая кнiга мастака, былi падобныя выпускi з другiм паэтам–парадыстам, Мiколам Шабовiчам.

Напачатку Анатоль Зэкаў звяртаецца да сваiх ахвяр:


Сябры,

Калi вы з чым не згодныя,

Дык тым магу хiба суцешыць:

Я не пiшу на вас пародыi —

Я прадаўжаю вашы вершы.

Чым каштоўная кнiга — што ў ёй сабраная ўнушальная галерэя шаржаў i пародый на лiтаратараў, многiх з якiх ужо няма сярод жывых. А ў малюнках Алега Карповiча яны жывыя, гарэзныя, характэрныя: Янка Сiпакоў, Сяргей Грахоўскi, Рыгор Барадулiн, Алесь Пiсьмянкоў, Мiхась Стральцоў, Яўгенiя Янiшчыц, Максiм Лужанiн, Уладзiмiр Марук, Анатоль Грачанiкаў, Артур Вольскi, Юрась Свiрка, Анатоль Сыс i многiя, многiя iншыя. Важна, што дуэт парадыстаў увекавечваў паэтаў розных пакаленняў, i тых, што сёння жывуць i працуюць, i тых, што ў вечнасцi, розных поглядаў i розных, так бы мовiць, «вагавых катэгорый».


Даниэль Глаттауэр. Лучшее средство от северного ветра. Москва, ЭКСМО, 2014.

История мадам Бовари в декорациях интернета... Роман, целиком и полностью порожденный эпохой, рассказанный в электронных письмах.

Все началось с забавного пустяка: пользовательница сети, пытаясь прервать подписку на надоевший журнал, отсылает письмо по неправильному адресу. В ответ получает саркастичный ответ незнакомца. Шуточная перепалка продолжается. Виртуальные знакомые — Эмма и Лео (кстати, прямая отсылка к роману Флобера) — все более втягиваются в разговор. Обоим это нужно: Лео пережил разрыв с любимой женщиной, Эмма, образцовая жена, по всей видимости, тяготится семейной рутиной. При этом она любит мужа и детей, мысль об измене для нее неприятна... А вот виртуальная, эмоциональная измена с неким идеальным мужчиной — почему бы нет? Лео, со своей стороны, тоже привык к идеальной собеседнице. Идеал страшно не хочется разрушать, а ведь это неизбежно, когда за остроумными, загадочными письмами вдруг возникнет реальный человек со смешными привычками, прыщами и морщинами. Двое продолжают мучительную игру, все более отодвигая попытки настоящей встречи даже на уровне обмена фото... Эмма, оставаясь за кадром, знакомит Лео в реале со своей подругой, но их контакт вызывает у нее мучительную ревность. Лео тоже обижен таким манипулированием — ему ведь нужна не красавица подруга, а его идеальная собеседница. А ведь есть еще муж Эммы, обожающий ее и страдающий от невозможности противостоять мечте, призраку, которому теперь отдано все внимание Эммы. Бедняга даже связывается с Лео, умоляя встретиться с его женой, — это даст хоть какую–то возможность сопротивления, это будет шаг к отрезвлению от страстного заочного романа. Однако из психологического капкана виртуальности выбраться невозможно. Не знаю, как будет читаться эта история в эпоху информационных технологий будущего, — скорее всего, покажется устаревшей, но сегодня заставляет думать и грустить.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия № 7 (24889). Пятница, 15 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter