Велодом

Велодром «Минск–Арены» торжественно открыли в декабре... Факты и поводы

Задачка для начинающих. На этой неделе на велодроме многопрофильного культурно–спортивного комплекса «Минск-Арена» был проведен матч европейской Лиги наций по настольному теннису, а вчера, сегодня и завтра здесь проходит фестиваль продвинутой молодежи «Челз Extreme games 2009». В то же время недавно назад руководители спорткомплекса публично упрекнули нашу сборную по велоспорту в игнорировании построенного специально для нее нового трека. Что же из этого следует?


— Что происходит на свете?

— А просто зима.

— Просто зима, полагаете вы?

— Полагаю.

Я ведь и сам, как умею, следы

пролагаю:

В ваши уснувшие ранней порою

дома.

— Что же со всем этим будет?

— А будет январь.

— Будет январь, вы считаете?

— Да, я считаю.

Я ведь давно эту белую книгу читаю,

Этот с картинками вьюги

старинный букварь.


Велодром «Минск–Арены» торжественно открыли в декабре. И через три месяца для директора комплекса Павла Галкина и его заместителя Владимира Муравского одной из важнейших стала задача максимально загрузить объект. Говоря простым языком, нужно сделать так, чтобы трек не успевал остывать от движения велосипедов. А еще необходимо наполнить соревновательной жизнью его ядро...


Но что это?


В «Спортивной панораме» не в бровь, а в глаз ударили слова Муравского, что «наша сборная почему–то предпочла в зимний период готовиться в Китае, а не на родном треке, о котором так долго мечтала. А ведь ей здесь созданы все условия — выделены две лучшие раздевалки, столько же боксов для хранения велосипедов, комнат отдыха, тренажерный зал. Но в январе белорусские гонщики только несколько дней перед этапом Кубка мира на своем полотне поработали — и все. Как председателю тренерского совета федерации мне это не совсем понятно».


...В коридорах велодрома еще идут пусконаладочные работы. Однако уже сейчас трудно избавиться от предвкушения совсем скорого великолепия. Пока мы с Павлом Галкиным и Владимиром Муравским в скромном директорском кабинете предаемся размышлениям о будущем, на самом треке идут занятия юных велосипедистов из городской ДЮСШ. Они, собственно, и есть будущее.


Впрочем, тема–то для разговора взята иная. И вправду, почему сборная, готовившаяся к чемпионату мира, предпочла наш трек иным спортсооружениям?


— Я не понимаю этого, — Владимир Муравский, сам в прошлом велогонщик, весьма откровенен. — Раньше зимой все наши велогонщики стремились попасть в Москву в «Крылатское», где проводилось много стартов. Ехали туда в том числе и за свои деньги. Сейчас все стабилизировалось, заработала государственная система подготовки национальных команд, все на ставках, все сборы оплачиваются. Но, похоже, еще не все сумели понять, что в Минске построено уникальное по своим возможностям спортсооружение, которое, ко всему прочему, призвано стать базой национальной сборной. Я совсем не оспариваю права тренеров самим выбирать план и систему подготовки, однако пусть бы кто–нибудь объяснил, зачем готовиться в Китае к чемпионату мира в Польше? Наши сильнейшие спортсмены должны тренироваться на нашем треке.


— Если будем вариться только в своем соку, никакого прогресса не достигнем, — вступает в заочную дискуссию главный тренер сборной Олег Иванов, которому я позвонил через несколько часов после посещения велодрома. — Нам нужны постоянные соревнования, нужна научно–методическая помощь, которую, к сожалению, в своем большинстве мы можем получить сегодня только за рубежом. Да и то, откровенно говоря, шпионскими способами. Как догнать в этом случае Великобританию, Австралию, Германию — страны, которые задают тон в трековом велоспорте?


Раз уж упомянули чемпионат мира, взглянем на его итоги. После феерического выступления в Манчестере в 2008–м, когда победителями стали Василий Кириенко и Александр Лисовский, а последний еще и прихватил «бронзу», в Прушкуве медалей у белорусов не оказалось. Кириенко мог бы повторить свой результат, очень старался, но слишком серьезной была конкуренция. Лисовский получил травму незадолго до отъезда в Польшу, и вообще стоял вопрос о целесообразности его выступления. Наталья Цилинская нынешний год вроде как в «отгуле». А остальные марку не поддержали: Ольга Попко попала в завал, а в команде, выступавшей в гонке преследования, одна из участниц — Елена Омелюсик — по неподдающимся логике причинам выступала на мужском велосипеде... В итоге лучшим белорусским результатом в Прушкуве стало 4–е место в спринте Ольги Панариной, которая еще на Олимпиаде в Пекине выступала под украинским флагом и которую тренирует московский тренер Станислав Соловьев.


Интересная картина, не правда ли? Следующим крупным соревнованием трековиков должен стать чемпионат Европы. Он пройдет в июле в Минске. Олег Иванов, правда, сразу уточняет: «По условиям проведения европейских первенств в них принимают участие только спортсмены до 23 лет». Так что рассчитывать на появление на минском треке нашего аса Кириенко не стоит. Однако это совсем не избавляет от головной боли руководство «Минск–Арены»: все–таки именно чемпионат Европы по велоспорту стоит назвать самым важным состязанием из тех, которые запланированы в этом году в нашей стране.


Владимир Муравский: «Проблем с организацией, конечно же, много. Традиции у нас есть, но важно претворить их в жизнь на новом этапе, в новых условиях. Когда на нашем велодроме появится судейская система старта–финиша, тогда показанные на нем результаты зафиксируют в том числе и его возможности. После первенства Европейский союз велоспорта даст свою оценку. Хотелось бы верить, что она будет не хуже, чем в Прушкуве, который в прошлом году дебютировал чемпионатом Европы, а в этом уже принимал сильнейших трековиков мира».


Павел Галкин, заглядывая вперед, рассуждает о проблеме, которая пока незаметна, но обязательно проявит себя после полного ввода в строй «Минск–Арены». Чем больше соревнований, концертов, выставок будет там проходить, тем больше будет не хватать мест в городских гостиницах...


А пока мы снова о велоспорте. От множества разговоров о Прушкуве, «Крылатском», треке минском и треке в литовском Паневежисе легко родить идею об организации велосипедного аналога знаменитого «Турне четырех трамплинов». Неужели это возможно?


— Чем же все это окончится?

— Будет апрель.

— Будет апрель, вы уверены?

— Да, я уверен.

Я уже слышал, и слух этот мною

проверен,

Будто бы в роще сегодня звенела

свирель.


Интереса ради вернемся еще раз в Прушкув. Одним из самых заметных событий, произошедших там на прошлой неделе, стал мировой рекорд в гите литовской гонщицы Симоны Крупескайте. Конечно же, она не понаслышке знает о «Крылатском», где тренировалась в одной группе с Натальей Цилинской, о Паневежисе, где недавно открыли многофункциональный спортивный комплекс с треком специально для литовской сборной, а трек польского Прушкува сейчас, после триумфального чемпионата мира, для нее вообще как земля родная. Наши спортсмены тоже повидали немало. Так что будет любопытно понаблюдать за тем, как начнет претворяться в жизнь витающая в воздухе идея об организации единых соревнований на четырех треках четырех соседних стран.


Пока же из Минска мы бросаем взгляд на Литву и Польшу большей частью из любопытства. Типа как там у них все организовано?


На самом деле все очень просто. В Прушкуве такой же 250–метровый трек, как и у нас. Трибуны на 1.800 мест, у нас — на 2.000. Зато BGZ Arena уже сейчас активно позиционирует себя как место для проведения всевозможных выставок, презентаций, концертов. Еще дальше пошли в Паневежисе, где полотно трека сделали разборным, поднимающимся. Отсюда значительно большая вместимость CIDO-Arena: 3 тысячи — на велосипедных соревнованиях, 5,5 тысячи — на баскетболе (без него в Литве, как вы понимаете, никуда) и 7 тысяч зрителей — на концертах. Все крутится, все заряжено, все имеет свои расценки.


Павел Галкин: «Пока мы только в начале подобного пути. Вот сейчас имеем возможность пригласить всех желающих в наши тренажерные залы, в зал для хореографии, универсальный зал для игры в волейбол, баскетбол, теннис. Скоро — лето, а это значит, что пора начинать готовить свои фигуры к пляжному сезону.


Через пару месяцев хочется ввести услугу проката велосипедов, подумываем взять их в лизинг. Вот у вас дома есть велосипед? Нет, а почему? Потому что хранить его негде, да и неудобно постоянно таскать его с восьмого–девятого этажа многоэтажки. А так пришел сюда, переоделся и поехал кататься. Класс!


Вы удивитесь, но на базе велодрома создается первый в стране бадминтонный клуб, такого еще не было. Он будет заниматься популяризацией, вовлечением людей в этот крайне доступный для всех вид спорта. Бадминтонисты вообще у нас уже прописались. Внутри трека появилось сразу 14 площадок для этой игры, и все бывают заняты.


Дальше — настольный теннис. На велодроме уже проведены чемпионат страны, юношеское первенство, матч Европейской лиги наций. Да, для этого теннисистам пришлось привезти сюда нужное им покрытие, но сейчас они довольны и никаких претензий не высказывают».


— Правила проведения Лиги наций требуют от организаторов трибуны на 1.000 мест, — объясняет главный тренер белорусской сборной Александр Петкевич. — Те, которые есть во Дворце тенниса, вмещают лишь 500 зрителей. Проблема решается установкой разборных конструкций, но эта процедура стоит 28 миллионов рублей. В прошлый раз мы нашли необходимую сумму, но если такие деньги тратить на каждый матч, только на установку трибун уйдет около 30 процентов годового бюджета федерации. Аренда велодрома гораздо дешевле.


Не трудно предположить, что именно теннисная Лига наций стала первым «непрофильным» экзаменом «Минск–Арены». «Для игры здесь условия идеальные, — рассуждал лидер сборной России Алексей Смирнов. — Были небольшие вопросы по свету (прожекторы на велотреке слепили теннисистов во время подачи. — Прим. авт.), но мы обсудили это с организаторами и проблему быстро решили. А вот со зрителями — вопрос. Мы ведь вроде как для них играем, а на таком расстоянии, на котором находятся трибуны на треке, никакого эффекта присутствия быть просто не может». Зрители тоже, кстати, испытывали неудобства. Пинг–понг и прежде считался «телевизионным» из–за огромного количества мелких деталей, уловимых только вездесущим взглядом видеокамер. Испытано на себе: тем болельщикам, у кого зрение оказалось ниже стандартной единицы, по ходу матча то и дело приходилось тормошить соседей: «Какой там счет–то?» «Если решили здесь проводить турнир, нужно было какие–нибудь большие экраны поставить», — ворчали «болелы». Верим, понадобится — поставят. Что же из этого следует?


— Что же из этого следует?

— Следует жить,

Шить сарафаны и легкие платья

из ситца.

— Вы полагаете, все это будет

носиться?

— Я полагаю, что все это следует

шить!

Следует шить, ибо, сколько зиме

ни кружить,

Недолговечна ее кабала и опала,

Так разрешите же в честь

новогоднего бала,

Руку на танец, сударыня, вам

предложить.


Танцы на велодроме тоже будут. Причем уже сегодня. Вечером на «Минск-Арене» пройдет гала–шоу восточного танца, а днем выступят мастера диско и техно. Все это в программе «Челз Extreme games 2009» — игр молодежных экстремалов. Группы черлидеров, скейтбордисты, акробаты, роллеры и поклонники велотриала, профессионалы хип–хопа, брейк–данса — все они сражаются на велодроме за звание лучшего «ЧЕLА», что, впрочем, равносильно званию чемпиона Беларуси.


Организаторы из ОО «Лига танцев» ожидают до 1.500 участников. Паркет для танцев завезли, оборудование для скейтборда одолжил Минский мотовелозавод, гостей созвали из СНГ и не только. В афише победители всевозможных баттлов из Бельгии, Норвегии, Испании и Франции. Три дня велодром будет в распоряжении молодого поколения, и тут важно не запутаться в названиях street–культуры, хаус, тектоник и разного рода evolution.


Вау!


Эволюция — это развитие. Велодром уже собирает висты, а собственно «Минск-Арена» пока еще не оделась до конца в стекло. Но работа кипит. Выходишь из велодрома и видишь, как армия строителей стремится сдать объект к Новому году. Много цемента, много планов и проводов. Павел Галкин заявляет, что после открытия здесь можно будет проводить соревнования по 28 видам спорта, а я думаю о том, как бы уже сейчас помочь спорткомплексу не просто получить красивый парадный подъезд, а и наполнить жизнью его стены и коридоры. Чтобы трибуны ломились от зрителей, чтобы было удобно, чтобы распирала гордость за то, что «вот она какая — «Минск-Арена»!


Месяц, серебряный шар со свечою внутри,

И карнавальные маски по кругу, по кругу.

Вальс начинается, дайте ж, сударыня, руку,

И раз–два–три, раз–два–три, раз–два–три, раз–два–три.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter