Вечный двигатель, вечный прыгатель

Детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последнее время становится все больше...

В моем дворе живет мальчик Ваня. Когда он выходит на детскую площадку, мамочки уводят своих детей подальше. Десятилетний Ваня — умный мальчик, внешне ничем не отличающийся от сверстников, но... он не может усидеть ни минуты: постоянно вертится, носится, не видя перед собой никого, говорит без умолку. «Еще собьет с ног», — беспокоятся родители за своих малышей. «Он какой–то странный», — говорят сверстники и стараются с ним не водиться. Врачи же констатируют: у Вани — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Детей с таким диагнозом в последнее время становится все больше. За последние шесть лет, например, их число увеличилось вдвое.


Таблетка от беспокойства


Мой сосед Ваня не ходит в школу вместе со сверстниками. Уже четвертый год он занимается с учителем дома. На этом настояли родители мальчика, «дабы не создавать в школе прецедентов». Они знают, что утихомирить сына — задача не из легких. Лишь изредка, когда Ванины одноклассники едут куда–нибудь на природу или идут в бассейн, позволяют мальчику находиться в коллективе.


То, что родители Вани сами обратились за медицинской помощью, — редкость. Обычно ситуация выглядит так. В детский психоневрологический диспансер приходит письмо примерно такого содержания: «Администрация школы просит обследовать ученика, который мешает проводить учебный процесс: на уроках воет, ходит по классу, залезает на стол, проявляет агрессию по отношению к учителям и ученикам...» Перечень безумных выкрутасов «хулигана» может занимать несколько страниц: от чрезмерной драчливости до острых вспышек гнева. К письму обычно прилагаются докладные от учителей и подписи родителей одноклассников.


— Когда к нам приходит такое письмо, мы предлагаем родителям обследовать ребенка у нас, — рассказывает заместитель главврача по медицинской части Минского городского детского психоневрологического диспансера Светлана Мороз. — Отказаться — их право. Но все же тех, кто не желает помочь своему ребенку, — единицы. Большинство родителей предпочитают приехать в диспансер, ведь они очень часто сами не знают, как действовать.


Домашнее задание


Специалисты диспансера обследуют школьника, чтобы определить тяжесть заболевания и сделать заключение о том, может ли он находиться в обычной школе среди сверстников. Если нет — знания сын или дочь будет получать дома. В этом году, например, в психоневрологический диспансер поступило 233 обращения с просьбой оформить школьника на надомное обучение.


Лишь в 27 случаях не было оснований отделять ребенка от коллектива: «утихомирить» удавалось с помощью психологов, социальных педагогов, психотерапевтов. Но большинство детей, которые мешали учебному процессу, все же пришлось перевести на индивидуальное обучение.


— Это крайняя мера, к ней мы прибегаем лишь в тех случаях, когда ребенок действительно болен, — говорит Светлана Мороз. — Понимаем, что школьнику тяжело вне коллектива, он должен находиться среди сверстников. Поэтому даже если изолируем ребенка, то ненадолго, например, на одну четверть или на год. Иногда дети ведут себя избирательно — с разными учителями по–разному. Тогда мы можем рекомендовать «интегрированное» обучение: часть уроков посещать в школе, часть — дома. За то время, пока ребенок отлучен от сверстников, с ним работают психотерапевты, другие специалисты для того, чтобы подкорректировать поведение, вылечить и вернуть его в коллектив.


Сегодня ученики, к которым учителя приходят домой, есть почти в каждой минской школе. В некоторых — по 3 — 4 человека. Помимо гиперактивности, находятся, конечно, другие причины, по которым ребенок вынужден учиться дома. Это, например, шизофрения, аутизм или неврозы. Но то другая тема. Медики обеспокоены растущим числом детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Именно этой теме психиатры посвящают конференции, «круглые столы» и всевозможные семинары, в том числе и международные.


Тише–тише


Несмотря на то что о проблеме гиперактивности у детей во всем мире знают давно, ученые не могут найти точных причин, отчего дети страдают этим заболеванием. Известно только, что в большинстве случаев СДВГ возникает вследствие тяжелой беременности, затяжных родов или внутриутробного кислородного голодания, при котором у малыша страдает нервная система. Если в семье у таких детей нездоровая атмосфера — родители постоянно ссорятся, кричат и ребенку достается во время таких «разборок», то шансы на психические отклонения увеличиваются. Кроме того, часто (от 10 до 25 процентов) дети с таким синдромом рождаются у родителей, переболевших этим заболеванием.


Поначалу родители гиперактивного малыша и не догадываются о грядущих проблемах, списывая буйство ребенка на бурный темперамент. То, что младенец мало спит, громко требует внимания, не дает себя баюкать, — вроде бы не повод для беспокойства. Потом начинают замечать некоторые особенности в развитии малыша: например, то, что он поздно научился ходить, но рано говорить, не может дослушать до конца сказку с замысловатым сюжетом и в то же время носится изо всех сил, когда у других уже «сядут батарейки». Непрофессионалу, то бишь человеку без медицинского образования, трудно определить, что ребенок болен. В детском саду поведение ребенка списывают на непослушание, дурной характер.


В группе моей старшей дочери, например, был ребенок, который не давал заниматься остальным детям: постоянно вертелся, разливал краски, громко кричал. Справиться с хулиганом воспитатели не могли. Родители по очереди возмущались, просили перевести мальчишку в другое дошкольное учреждение, возможно, специализированное, но каждый раз получали один и тот же ответ: ребенок здоров и никуда его переводить никто не собирается. Заставить обследовать малыша силой никто не вправе.


У врачей есть целый ряд признаков, по которым они могут определить гиперактивных детей:


если ребенок не может спокойно сидеть на стуле — без конца крутится, вертится;


встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;


чрезмерно активен: бегает, крутится, пытается куда–то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;


обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем–либо;


находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор»;


часто бывает болтлив;


часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;


обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;


часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).


Что делать родителям


Гиперактивные дети часто агрессивны в ответ на непонимание или злобу со стороны окружающих. «Выпустить пар» можно, если в минуты гнева разорвать бумагу или пластилин, разрушить построенные башни или побарабанить кулаками по подушке», — говорят психологи. Кроме того, неплохо было бы отдать ребенка в спортивную секцию, где бы он мог выплеснуть эмоции. И наконец, создать дома располагающую атмосферу: не кричать на ребенка, не угрожать ему и не упрекать его ни в чем. Ведь в том, что ребенок не может обуздать свое поведение, его вины нет.


В большинстве случаев даже во взрослом возрасте такие люди ведут себя импульсивно и неадекватно. Они часто разводятся, меняют место работы, пьют. Однако нередки и счастливые финалы, когда ребенок перерастает болезнь и к подростковому возрасту становится обычным человеком. Чтобы добиться этого, родителям стоит приложить усилия: постоянно наблюдать ребенка у психиатра и соблюдать рекомендации медиков.


Справка «СБ»


В 1997 году в Минске по причине психических расстройств дома учились 117 детей, в 2000–м эта цифра увеличилась до 168, а в 2008–м на надомное обучение было направлено уже 216 школьников.


Кстати


Гиперактивное поведение встречается довольно часто: чрезмерной подвижностью, расторможенностью страдает от 2 до 20 процентов детей. Ярче всего синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет. Причем у мальчиков он встречается в 7 — 9 раз чаще, чем у девочек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter