Соцсети захлестнула эпидемия психологических тестов

В тихом омуте тесты водятся

О психологических тестах в интернете
Какого фильма я герой? Какого классического романа? На какого зверька похож? Какой цвет, запах, цветок, специя? Какого полета птица? Что должен изменить в своей жизни? Нравлюсь ли я людям? Имею ли лидерские качества? Социопат или социофоб? Или это, в общем–то, одно и то же? Соцсети захлестнула эпидемия психологических тестов. Очередной психологический тест, как навязчивая цыганка–гадалка у вокзала, дергает вас за рукав, отвлекая от любимой работы, заверяя, что только вам, как светиле, скажет всю правду про ваш насыщенный и богатый внутренний мир. И начинается интригующий квест — приключенческая игра, путешествие от вопроса к вопросу с неожиданной развязкой в финале. И задней мыслью: «Как бы это ответить «покрасивше...»


Как ребенок, получивший конфету, радуешься, когда по результатам теста оказываешься героем «Храброго сердца», «Гладиатора», «Доктора Живаго» или «На ростанях». Ай да я! Ай да сукин сын! Тут же об этом надо всем растрезвонить и похвалиться: я не так прост, как кажется. В душе я — предводитель шотландцев, освободитель рабов, благородный Робин Гуд, Дубровский. Забираю айфоны у богатых и отдаю бедным. Только с виду — бесперспективный офисный планктон, а в душе — Эйнштейн пополам с Шопенгауэром, приправленный Достоевским.


Девочки любят оказаться героиней фильма «Завтрак у Тиффани» — по повести Трумена Капоте. Хотя, чему радоваться? Радуются, наверное, те, кто повесть не читал. В фильме — очаровательная Одри Хепберн под удостоенную «Оскара» Moon River Генри Манчини спасает рыжего котика под дождем. И обретает любовь в лице опешившего рассказчика. В повести классика главная героиня — амбициозная провинциальная дура, любившая похавать круассан у витрины ювелирного магазина после очередной попойки и запить его кофе из бумажного стаканчика. В итоге остается у разбитого корыта. Ее растоптал Нью–Йорк. Пустоту внутри не заполнишь блеском бриллиантов, которые «носить до 40 лет — пошло». Капоте довольно точно угадал тот типаж, который сейчас так популярен: задумавшая сбрить опасной бритвой усы Михалкову Ксения Собчак или собирающаяся на исправительные работы на ближайшую овощную базу Божена Рынска.


Тестируемый пьет до дна горькую правду о себе. Но зачем? Почему эти тесты так популярны сегодня? Неужели без чужой подсказки мы сами так ничего о себе и не узнали за двадцать, тридцать, сорок лет жизни? Неужели нужно пройти какой–то сомнительный тест, чтобы убедиться, что ты — живой? И разве можно уложить всех нас в четыре известных сюжета из мировой классики... Ну, хорошо, в шесть...


Мне лично обидно за психологию как таковую. Серьезная и глубокая наука. На кушетке пока не лежал, но все к этому идет. До сих пор нежно храню конспекты с тестами, которые проходили на факультете журналистики по курсу психологии. Узнал о себе много нового и подчас действительно неприятного. Про всякие Эдиповы комплексы, психологические травмы, акцентуации характера по классификации Карлу Леонгарду (у меня их четыре, психологи знают: лучше застрелиться из охотничьего ружья, чем жить с таким количеством). Узнал, что прирожденный манипулятор–тряпка, по классификации манипуляторов, — не английский лорд, а холеричный меланхолик или меланхоличный холерик. Любой грамотный психолог вам скажет: чистых флегматиков или холериков в природе не бывает. Подхватив эту бациллу жажды самопознания, я и теперь люблю почитывать на досуге Фрейда или Маркузе, хоть более продвинутые товарищи готовы поднять меня на смех — мы, мол, Фрейда еще в детском саду прошли. А я, честно говоря, не все там понял. Набоков эксцентричного австрийца вообще шарлатаном от науки считал. Но, нет–нет, что–нибудь новенькое в трудах Зигмунда нашего да и найдешь.


Ничего не имею против популярной психологии. Пусть с каждым днем она растет и ширится. Становится все более изобретательной и затейливой. Пускай все девочки будут Джейн Эйр, а мальчики — графами Монте–Кристо, а все вместе — мышками, зайчиками и котиками. Но, мне кажется, полезную и увлекательную науку психологию этот зоопарк низводит до уровня скабрезного трепа под семечки. Давайте как–то серьезнее.


pepel@sb.by


Советская Белоруссия №193 (24574). Четверг, 9 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter