В поисках утраченного

Во времена СССР в каждом городе — крупном и не очень — обязательно была улица или площадь, названная в честь Ленина. Орша в этом отношении — не исключение...

Во времена СССР в каждом городе — крупном и не очень — обязательно была (а нередко до сих пор остается) улица или площадь, названная в честь Ленина. Орша в этом отношении — не исключение: центральная улица сохранила имя вождя Октябрьской революции. Здесь нет никакой особой смысловой нагрузки, просто дань обязательной традиции. На самом же деле дореволюционное название — Петербургская — как нельзя лучше соответствовало улице, потому как она была частью трассы, ведущей в столицу Российской империи.


К сожалению, к нашим дням постройки бывшей Петербургской сохранились буквально в единичных экземплярах. В послевоенное время улицу практически полностью перестроили, и уже приходится говорить, что нынешняя улица Ленина не совсем та, которая называлась Петербургской. Прежняя, конца XIX — начала XX века, была значительно уже, о чем свидетельствует не только сопоставление современных и старинных фотографий, но и факты из новейшей истории города. Когда в 1987 году вскрыли подвалы некогда стоявших на центральной улице уездного города домов, оказалось, что они находятся аккурат под нынешними тротуарами.


Еще до войны на теперешней улице Ленина стояло небольшое одноэтажное здание почтовой станции. Существует мнение, что здесь — по пути в южную ссылку — останавливался Пушкин. Написал про это и подумал: «Ну и что?» Александр Сергеевич — личность, конечно, хрестоматийная, и все же... Вон в Могилеве шлях — ныне ставший проспектом — назвали Пушкинским. И все лишь из–за того, что по нему когда–то проезжала коляска, везущая поэта. Но, с другой стороны, надо представить неторопливую жизнь уездного городка, когда можно на неделю вперед предсказать, чем будешь заниматься утром и с кем встретишься вечером. Так что несложно предположить, что даже просто появление среди сонных будней столичной знаменитости, пусть и совсем ненадолго, — настоящая сенсация, которую обыватели обсуждали еще очень долго, каждый раз вспоминая (а может, и придумывая), во что был одет основоположник русского литературного языка да на какую барышню с интересом взглянул.


Наиболее древняя постройка, сохранившаяся на Петербургской, — бывший иезуитский коллегиум. Его история начинается в 1604 году, когда польский король Сигизмунд III разрешил иезуитам прибыть в Оршу. Именно тогда Лев Сапега и начал строительство деревянного костела и здания коллегиума. В 1690 году по велению короля Яна Собеского в городе были возведены новый каменный костел и двухэтажный коллегиум. Вскоре при первом для детей белорусского дворянства открылось училище, а во втором в 1693 году создан рукописный сборник драм и интермедийных текстов эпохи барокко «Оршанский кодекс». По этим произведениям игрались театральные представления в Варшаве, Витебске, Новогрудке, Полоцке, Орше. При коллегиуме существовал и так называемый школьный театр.


Величественный монастырь иезуитов «с изрядным садом, лабораториею и аптекою» отмечен в городе проезжавшим в 1802 году через Оршу академиком Василием Севергиным. С закрытием в 1831 году католических монастырей и передачей их построек православному ведомству каменный иезуитский костел продали на снос, а прикостельное здание забрали для устройства тюремного замка. Такую печальную функцию старая постройка выполняла в Орше до 1989 года.


Обширная площадь, существовавшая с северной стороны монастыря иезуитов, когда–то использовалась для складирования сена и дров многочисленными торговцами. С началом благоустройства Орши по подписке и на городские средства в 1873 году на этом месте заложили большой городской сад «в английском вкусе» — из тополей, кленов, ясеней. А бывший школьный театр иезуитского коллегиума, вероятно, воодушевил оршанцев на постройку в молодом саду еще и городского театра.


В начале XX столетия напротив сада располагались обширная площадь и двухэтажное здание городской управы с высокой смотровой башней. С нее открывался великолепный вид почти на всю Петербургскую улицу, протянувшуюся в то время более чем на полкилометра. Здесь сосредоточивались все основные торговые, административные и культурные заведения города, возводились самые большие каменные двухэтажные дома.


Рядом с городской управой Петербургскую пересекала улица Могилевская, которая вела к мосту через Оршицу, к торговой площади. До начала 70–х годов прошлого столетия еще сохранялся в Oршe небольшой отрезок мощенного камнем пологого спуска — дорога эта до самой реки шла рядом с оградой городского сада.


На перекрестке Петербургской и Могилевской стояли галантерейный и табачный магазины, небольшое питейное заведение, где угощали знаменитым шустовским коньяком. Самой величественной постройкой на бывшей Могилевской улице, да и, пожалуй, во всей старой Орше, был возведенный в 1714 году Адамом и Владиславом Саковичами монастырский комплекс тринитариев. Состоял он из каменного костела и большого жилого двухэтажного здания. Постройки окружала высокая каменная стена с выходящими на Могилевскую улицу воротами. После закрытия монастыря в 1831 году костел реконструировали и переосвятили в православный соборный храм (тогда же возвели и 5 его башен), а в жилом монастырском здании разместилось уездное училище, ставшее позднее городским.


Уже в первые годы советской власти церкви стали закрываться. Не миновала эта судьба и соборный храм в Орше. По воспоминаниям старожилов, перед войной его приспособили под аэроклуб, для чего потребовалось снести 4 из 5 башен. Поврежденная во время войны постройка использовалась и в послевоенные годы. Но затем ее все–таки снесли, на что, кстати, понадобилось немало средств и усилий. Жилое монастырское здание сохранилось до настоящего времени. Но в целом прежний облик монастыря сейчас можно увидеть только на старых фотоснимках.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter