В поисках утраченного

1 января 1929 года состоялось торжественное открытие Белорусской академии наук, в 1936–м переименованной в Академию наук Белорусской ССР, теперь — Национальная академия наук...

1 января 1929 года состоялось торжественное открытие Белорусской академии наук, в 1936–м переименованной в Академию наук Белорусской ССР, теперь — Национальная академия наук. История отечественной академической науки — предмет рассмотрения в сотнях, если не тысячах исследовательских томов. Но сегодня, оглядываясь на достижения прошлого академии, вспоминая множество открытий, сделанных ее учеными мужами, невольно вспоминаешь древнюю латинскую мудрость: Ex nihilo nihil fit — «Из ничего ничто не бывает».


Открутим время назад — на столетие с небольшим... Пройдемся по разным городам и весям родной земли. И через открытки с видами старых гимназий и семинарий еще раз вспомним судьбы ученых, которые из провинциальной Белоруссии вошли, ворвались в мировую науку XIX — XX столетий.


Школа пиаров в Щучине, находившаяся в ведении Виленского университета, — место учебы Игнатия Ипполитовича Домейко, всемирно известного геолога, родившегося на территории нынешнего Кореличского района. В 1838 году наш земляк прибыл в Чили. Стал преподавать в горной школе в городе Кокимбо. В 1866 году его избрали ректором Чилийского университета. Находился он на этой ответственной и почетной должности 16 лет. Написал немало научных статей, монографий, учебников. И сегодня память о Домейко — в названии одного из городов Чили, нескольких лицеев и других учебных заведений. Университет в Кокимбо тоже носит имя легендарного сына земли белорусской.


Богатые образовательные и просветительские традиции у Новогрудка. Во второй половине XVIII века здесь открылась гимназия. Многие уроженцы города и края, получив первые образовательные уроки в древней столице Великого княжества Литовского, дальше проявили себя в науке, принесли славу не только родной стороне. Давайте вспомним ученого–востоковеда, основоположника египтологии в России Бориса Александровича Тураева, родившегося в Новогрудке в 1868 году. Двухтомную «Историю Древнего Востока» академика Тураева, вышедшую в свет в 1911 году, переиздавали и в Первую мировую, и после смерти нашего земляка, уже в 1920 — 1930–е годы. Именно Тураев собрал коллекцию египетских древностей, которая и ныне хранится в Государственном Эрмитаже.


Слуцк, Несвиж, Мир, Копыль, Воложин... Гимназии, семинарии, школы иезуитов, еврейские училища... Получая начальное и среднее образование в их стенах, наши соотечественники затем устремлялись к новым высотам знаний. Исследовали неведанное, делали великие открытия, стремились изменить мир к лучшему. Слуцкий гимназист Язэп Дыло попытался стать ветеринаром. Но не прошел и четырех курсов Тартуского университета, как отчислили за участие в студенческих волнениях. И все же Дыло нашел свою дорогу в науке. В 1924 году он стал действительным членом Инбелкульта, возглавил Институт по изучению искусства. Семен Косберг свои первые шаги сделает в Слуцке на Виленской улице. Сын кузнеца успел поучиться и в городской гимназии, и в первой школе, в которую переименовали в 1920–е старинное учебное заведение. Спустя годы слуцкий гимназист стал соратником Сергея Королева, выдающимся конструктором ракетных двигателей. Сегодня одна из улиц города на Случи носит имя Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии С.Косберга.


Флориан Бохвиц родился в 1796 году. Фактически забвению предано имя философа, литератора, получившего первое свое образование в Несвиже. А между тем его философские трактаты «Сущность моего мышления...», «Основы моих мыслей и чувств», «Мысли о воспитании человека» в середине XIX века считались основополагающими для всех, кто собирался изучать моральные и педагогические проблемы.


Вглядываясь в запечатленные на старых открытках здания минских гимназий, представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие во времени, где вас ждут самые неожиданные встречи. К примеру, на бывшей Францисканской навстречу вам вышагивает совсем юный Мойсей Рудицкий. Отец, известный в городе переплетчик, отправил отнести заказчику переплетенную и высохшую древнюю книгу. Мальчишка пока что учится в начальной еврейской школе. Пройдет год–другой — и он поступит в четырехклассное городское училище. Затем придет в гимназию на Францисканскую, чтобы сдать здесь экзамен на звание аптекарского ученика. А впереди — учеба в медицинских университетах Симферополя и Харькова, защита кандидатской, докторской диссертаций... Мойсей Григорьевич Рудицкий был среди инициаторов создания в 1930–е годы Украинского института неотложной хирургии и переливания крови.


Минская мужская гимназия в разные годы своей истории воспитала плеяду славных ученых с мировой известностью. Среди них — основоположник системного байкаловедения, географ, зоолог Бенедикт Дыбовский. Хотя не всех своих гимназических преподавателей он вспоминал с почтением: «Дежурные педагоги — француз Жако и немец Шмель — выполняли свои обязанности, как крестьяне панщину, обучению языкам здесь не придавали никакого значения. Русский язык в младших классах преподавал Боговленский, который не умел ни заинтересовать учебой, ни держать мальчиков в дисциплине. Учитель истории Катанский — это пьяница и фанатичный приверженец православия. Кроме учебника, он ничего не знал и приказывал заучивать его механически». Но были и те, кого бывший гимназист всю свою жизнь почитал и искренне благодарил: «...светлой личностью был Радевич. Выпускник Московского университета, он увлекал нас всесторонними знаниями, тактичностью и отличным преподаванием... организовал в гимназии метеорологическую станцию, учил записывать наблюдения, в кабинете физики мы сами проводили исследования. Радевич знакомил нас даже с необязательными предметами, например с основами химии». В 1853 году Дыбовский успешно окончил гимназию и поступил в Дерптский (Тартуский) университет. Наш земляк написал более 130 научных работ, проявил себя в разных областях знаний. А еще прожил почти 100 лет, в 1927 году его избрали членом–корреспондентом АН СССР.


Якуб Оттонович Наркевич–Йодко, окончивший Минскую гимназию в 1865 году, занимался наукой в своем родовом имении Наднеман на Узденщине. Сделал множество открытий, стал доктором Венского медицинского общества, выступал в университетских аудиториях Парижа, Берлина, Праги, Санкт–Петербурга. В том же 1865 году гимназию в Минске окончил будущий педагог и краевед Константин Ельницкий, автор 34 (!) учебников по вопросам дидактики, педагогики, начального обучения русскому языку. Большую часть жизни он провел в Сибири. Последователь идей К.Ушинского, за труды по педагогике на Научно–промышленной Сибирско–Уральской выставке 1887 года наш земляк удостоился золотой медали 1–й степени. А закончил свой жизненный, научный, педагогический путь Ельницкий в Паричах Минской губернии преподавателем духовного училища. Великий удел великих людей — возвращаться на родину! Иногда — только свершениями и доброй памятью...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter