«Могилевлифтмаш» остается крупнейшим производителем лифтов на всем постсоветском пространстве

В Могилев за лифтами

«Могилевлифтмаш» до сих пор остается крупнейшим производителем лифтов на всем постсоветском пространстве...
Любой город с чем-то ассоциируется. Речь не только о культурном наследии и исторических достопримечательностях. Солигорск, например, это шахты и калийная соль. Могилев в числе прочего — лифты. Здесь их выпускают много: пассажирские, грузовые, больничные, коттеджные, для людей с ограниченными возможностями. И, несмотря на растущую конкуренцию, «Могилевлифтмаш» до сих пор остается крупнейшим производителем лифтов на всем постсоветском пространстве.

lifty.png


Лет 7 назад, когда в нашей 9–этажке установили новый лифт, жильцы соседних «хрущевок» откровенно нам завидовали. Подъемник и правда был загляденье. Зелененький, с блестящими круглыми кнопками, богатой подсветкой и самих кнопок, и кабинок. Опять же «грамотный» — подбирал пассажиров на этажах по ходу движения. А не так, как раньше: кто первым кнопку нажал, тот и молодец. Сперва человека с девятого этажа вниз спустит, после за тем, кто остался на седьмом, вернется... Ныне комфортные современные лифты повсюду: в жилых домах и административных зданиях, поликлиниках и больницах, даже в частном секторе. И все они — наши, местного «Лифтмаша». Открытое акционерное общество в год их выпускает примерно 10 тысяч. Около 120 различных моделей. Пассажирские грузоподъемностью от 225 килограммов до 1 тысячи 275, грузовые, самый «выносливый» из которых тянет более 6 тонн, коттеджные, шикарные панорамные. Энергосберегающие, антивандальные... Совершенству, как говорится, нет предела. Около 76 процентов идет на экспорт: Россия, Украина, Казахстан, Латвия, Литва, Болгария, Кыргызстан, Монголия, Туркменистан... Оценила по достоинству качество белорусских лифтов и Венесуэла.


Подъемник могилевских производителей установлен в главном денежном хранилище Центробанка России, в одном из крупных торговых центров Москвы, на нескольких московских мясокомбинатах, в мэрии города Акимат (Казахстан), автоцентрах в Екатеринбурге, Астане и Каунасе. А еще — в нашем Национальном академическом театре имени Янки Купалы, художественном музее, хранилище Нацбанка, Национальном аэропорту «Минск».


morozevich.pngВасилий Морозевич, в прошлом заместитель генерального директора «Лифтмаша», давно на пенсии, но на родное предприятие, где отработал 40 лет, ходит каждый день. На общественных началах возглавляет заводской совет ветеранов. Он и ведет меня на экскурсию. Без провожатого — никак. Завод, где около 4 тысяч работников, — сплошные коридоры, цехи, кабинеты. Заплутать в этих лабиринтах можно быстро. Но Василий Васильевич знает каждый уголок:


— Когда пришел сюда после окончания Могилевского машиностроительного института, тогдашний главный технолог меня брать не хотел. Дескать, ты молодой, неопытный. Но директор завода Василий Иорин его осек — «все мы с чего–то начинали», — и мою кандидатуру утвердил. Так я стал инженером–конструктором лифтов на заводе, который в ту пору еще никаких лифтов не выпускал.


Василий Васильевич обводит взглядом огромную территорию:


— Это теперь все застроено, облагорожено. А в 1967–м еще только начиналась грандиозная стройка. В чистом поле. Точнее, чисто не было, на работу и простые рабочие, и итээровцы шагали в резиновых сапогах. Шагали, потому что транспортное обеспечение тоже еще налажено не было — завод возводили на окраине города. Мы прибывали на смену к восьми утра, проектировали лифты. А возвращались домой нередко часов в 12 ночи. Отработав в кабинете, инженеры–конструкторы шли вкалывать на стройку. Работали дружно, не жаловались, хотя зарплата небольшая, а поблизости не было даже столовой, чтоб перекусить. Брали из дома, как сейчас это называют, «ссобойки». Тогда ведь не деньги во главу угла ставились, а идея. Мы горели желанием построить свой завод, который изготавливал бы лучшие в Союзе лифты. И почти через два года выпустили первый пассажирский лифт. Как сейчас помню, его кабина была отделана пластиком под орех. А грузоподъемность — 320 килограммов.


При Советском Союзе, когда стремительно начали расти высотные дома, потребность в лифтах резко возросла. Несколько предприятий — Могилевский, Самаркандский, Киевский, Свердловский лифтостроительный заводы и Карачаровский механический — за год вместе выпускали около 25 тысяч лифтов. Из них около 12 тысяч — Могилевский. Объемы с каждым годом росли. В 1990 году в Могилеве за год было произведено рекордное количество подъемников — свыше 14 тысяч. Старожилы предприятия говорят, что всю продукцию распределяло Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. Так что проблем со сбытом не было. Но были другие, вспоминает Василий Морозевич:


— Основные наши заказчики в ту пору Киев, Донецк, Запорожье, Ленинград, Рига, Вильнюс, Таллин, Куйбышев. Чтобы не сорвать сроки поставок, порой приходилось работать в три смены, в том числе и по ночам. Еще одна сложность: на железной дороге не хватало подвижного состава, чтобы наши лифты переправить. Нам предлагали грузить подъемники в два яруса на платформы для легковых автомобилей. И как мы только умудрялись вертикально эти лифты на платформы впихивать?! Платформы ведь сверху закрыты, краном лифт не подцепишь, сверху горизонтально не опустишь. Потом телеграфировали заказчику: мол, товар ушел, но думайте заранее, как вы его будете принимать–разгружать.

lift.png


До распада Союза могилевские лифты уходили также в Венгрию, ГДР, Польшу, Болгарию, на Кубу... Иностранных заказчиков устраивали доступность цен и качество. Белорусские подъемники соответствовали международным стандартам. Могилевчане, кстати, разрабатывали и отправляли подъемники для космодромов Байконур и Плесецк.


Но после развала Союза ситуация круто изменилась. Перебои с заказами, и завод вынужден был урезать выпуск лифтов менее чем до 2 тысяч в год. Правда, никаких тотальных сокращений штата и всеобщей паники не было. Напротив, чтобы не сидеть без дела и искать новые рынки сбыта, освоили несколько моделей сельхозтехники: измельчители, опрыскиватели, культиваторы. Затем стали выпускать бытовые деревообрабатывающие станки, сельскохозяйственные лебедки. Лебедки для лифтов могилевчане много лет отгружали и заводам–конкурентам, которые их не производили. В общем, как могли держались на плаву. И ситуация постепенно выровнялась. Уже в 2004–м в год выпустили более 4 тысяч лифтов, в 2010–м — около 8,5 тысячи, в минувшем — около 10,5 тысячи.


Заместитель генерального директора «Могилевлифтмаша» по качеству Игорь Фролкин (его стаж около 30 лет) гордится:


— Наше предприятие единственное на постсоветском пространстве сегодня выпускает лифты, сертифицированные на соответствие европейским стандартам. Многие наши коллеги мечтали заполучить европейскую маркировку, но, увы... К тому же мы постоянно совершенствуем свои модели. Освоили выпуск пассажирских лифтов без машинного помещения, которые теперь задействованы в метрополитене в Минске и Санкт–Петербурге, выпускаем вертикальные и наклонные подъемники для инвалидов. Спрос есть, появляются новые рынки сбыта: следом за Венесуэлой заинтересовалась нашей продукцией Сербия.

v-lifte.png

Могилевские лифты нравятся потребителю


«Могилевлифтмаш» не единожды становился лауреатом премии Правительства за достижения в области качества, привозил дипломы и награды с престижных российских и международных выставок лифтов и подъемных механизмов. Сегодня заказчику тут могут предложить на выбор сотни моделей начиная с самых простых и заканчивая роскошными лифтами со «звездным небом» над головой, мраморными полами, зеркалами и множеством различных функций. Кстати, в 90–е годы «Могилевлифтмаш» делал подъемник для Большого театра в Москве. Это был самый большой лифт, изготовленный на предприятии. Проект сложный, на других заводах за него не хотели браться. А могилевчане отлично справились с задачей. И лифт исправно служил долгие годы. Его отправили на заслуженный отдых недавно — после реконструкции театра.


olgak53@mail.ru


Фото автора.


Советская Белоруссия №165 (24546). Суббота, 30 августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter