Фестиваль пинхол-фотографии "ПРОСТО PINHOLE" открылся в Центре современных искусств в преддверии Всемирного дня пинхол-фотографии, который вот уже 13 лет отмечается в последнее воскресенье апреля.
В залах ЦСИ представлены экспериментальные работы белорусских фотографов Алексея Ильина, Юрия Горовика, Павла Маликова, Елены Байковой, Евгения Глушеня, Дины Куренковой, Алексея Литвинко.
Понятие "пинхол" происходит от английских слов pin ("булавка") и hole ("отверстие"). Речь идет о современно применении камеры обскура, о безлинзовой фотографии, когда съемка ведется точечным отверстием. Коробочка «с дырочкой в правом боку», в которую помещается фотоматериал – вот все, что требуется. Разительный контраст с миром технологий и цифровых супер-агрегатов!
Пинхол-фото возвращает зрителя к самому началу истории фотографии, когда процесс получения изображения требовал длительной выдержки. Как рассказал автор идеи и куратор проекта Алексей Ильин, пинхолеры всегда имеют в виду элемент случайности:
- Пинхол – наиболее простой вид фотографии, и в этом его прелесть. В отличие от цифровой съемки, которая отбирает инициативу (ведь мы заранее знаем, что будет у нас в кадре), пинхол-фотография – это приключение, открытие, и фотографу еще надо подумать, как сделать снимок, хотя бы приблизительно представлять, что будет видеть его камера. Это получается не сразу.
В рамках фестиваля пройдет так же воркшоп по сборке камер для пинхол-фотографии – для этого требуется немногое: пара спичечных коробков, катушка пленки, булавка, кусочек фольги… Пинхол-камеры обладают любопытной особенностью: в них нет фокусировки. Можно снимать с расстояния нескольких миллиметров – или на линии горизонта. Кроме того, благодаря длинной выдержке пинхол-снимки отражают не только пространство, но и время. И хотя художественный эффект достигается чаще случайным образом, но взглянуть на работы белорусских пинхолеров все равно интересно.
ovsepyan@sb.by