Уйти или остаться

О роли Британии в ЕС

Европейский союз сегодня переживает не лучшие времена: эйфория от свободного перемещения денег, товаров и людей прошла — сейчас многие предпочли бы границы, закрытые для дешевой рабочей силы из недавно ставших «полноценными европейцами» стран. После эйфории наступило отрезвление, больше похожее на тяжелое похмелье: проблем со свободно перемещающимися деньгами, товарами и людьми — больше, чем предполагалось. Есть, конечно, и плюс: теперь в своих бедах каждая страна может обвинить соседа (или соседей, а еще лучше — Германию) и заявить, что решить проблемы в одиночку не удастся — единая Европа, мол, для того и создана, чтобы решать проблемы вместе. Спасаться за счет других — новый тренд. В общем, евроскептики (в первую очередь Великобритания, а вслед за ней — Чехия и страны Скандинавии, которые не хотят присоединяться к зоне евро) уверены, что их позиция — самая правильная, а те государства, которые еще совсем недавно возлагали на ЕС большие (прежде всего экономические) надежды, кажется, готовы пополнить ряды евроскептиков.


Как обычно бывает в европейской политике, Великобритания — то ли в память о великом имперском прошлом, то ли в силу ну очень особых отношений с Соединенными Штатами (Тони Блэра в свое время на родине называли не иначе как «пуделем Буша») — стоит особняком. И никакое рождение очередного наследника престола (принц Кембриджский лишь номер третий на пути к трону) не может затмить главного вопроса дня: уйти или остаться? Великобритания опубликовала серию из шести докладов, в которых выясняет важнейший вопрос: а что, собственно, дало членство в Европейском союзе? И есть ли какой — экономический прежде всего — смысл в этом союзе оставаться? Ни одна страна до сих пор не предпринимала такого масштабного исследования: на подходе еще 26 докладов, исследуются в общей сложности 32 сферы — от медицинского обслуживания и образования до экономики, налогообложения и миграционной политики. В принципе, британцы, затевая этот проект, полагали, что он будет европейским. Но из 26 стран, к которым обратились, только Болгария и Италия предоставили необходимую для исследования информацию, все другие его проигнорировали, полагая, что это внутреннее дело Великобритании, которая намерена (по крайней мере, так она заявляет) провести референдум по вопросу выхода из ЕС. Правда, такой референдум состоится не ранее 2017 года и только в том случае, если нынешний премьер–министр Дэвид Кэмерон и его консервативная партия выиграют следующие выборы. А выборы, как известно, штука часто непредсказуемая. Но доклад — вот он, есть. И его выводы подвигают британских политиков задуматься о начале переговоров с ЕС о новом месте и роли Британии в союзе (Германии такая постановка вопроса не очень нравится).


Доклад признает: членство в ЕС благоприятно сказалось на британской экономике, более того — помогло распространить британскую либеральную политическую модель в другие страны. Правительство Великобритании выступает против расширения полномочий органов ЕС в ущерб национальным законодательствам. В этом — один из самых серьезных вызовов сегодняшнего дня не только для Британии, но и для всей Европы. Многие страны (в том числе Нидерланды, Германия) полагают, что «Брюсселя стало слишком много»: органы ЕС вмешиваются практически во все сферы жизни отдельных государств, диктуя свою волю, которая строго обязательна к исполнению. Чтобы изменить существующую систему, нужны реформы — и серьезные. Но насколько они возможны?


Сегодня голосование по любому вопросу превращается в процесс длительный и удивительно сложный — хотя бы потому, что голосование должно быть единогласным, а 28 стран с различными условиями жизни и зачастую очень разными интересами трудно приходят к согласованной позиции. Но Европа планирует расширяться и дальше — значит, принятие решений усложнится еще больше. Или придется отказаться от принципа единогласия. Но какая страна захочет выполнять решения, которые ей навязали? Кроме того, для этого придется изменить основополагающие документы ЕС — а этого не хотят не только брюссельские бюрократы, но и страны–«тяжеловесы». Хотя формула «европейское, где необходимо, национальное, где возможно» звучит все громче и чаще.


Британское исследование показало: экономические выгоды членства в ЕС значительно перевешивают минусы от потери части политического суверенитета (неожиданный удар для евроскептиков). Оказалось, что доступ к единому рынку численностью 500 млн. человек дает существенную (некоторые доклады исследования называют цифру в 6,5%) прибавку ВВП. А ведь сегодня экономика для любой страны — приоритет номер один, но британцы пока не хотят этого слышать: если бы референдум проводился сегодня, 44% граждан страны проголосовали бы за выход из ЕС.

 

Советская Белоруссия №135 (24272). Среда, 24 июля 2013 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter