Услышать жест

Недалеко от Минска, в Ждановичах, есть необычная школа–интернат. В ней учатся и живут дети, которых объединяет одна общая проблема — все они с нарушениями слуха...

Недалеко от Минска, в Ждановичах, есть необычная школа–интернат. В ней учатся и живут дети, которых объединяет одна общая проблема — все они с нарушениями слуха.


Вдали от дома


...Семилетняя Даша иногда украдкой плачет о маме. Дождаться выходных, когда наконец за ней приедут родители, маленькому ребенку очень трудно. Объяснить первоклашкам, почему они вынуждены жить в интернате без мам и пап, нелегко. Педагоги этого и не делают. Они просто стараются, насколько возможно, заменить малышам родных: создать уют, домашнюю атмосферу. Помогают малышам и старшеклассники — кого одеть, кому кровать застелить. Первые месяцы для первоклашек областной школы–интерната для детей с нарушениями слуха самые тяжелые. Многие из них впервые оказались вдали от дома.


— Это Лиза, наша звезда, — представляет нам вбежавшую в спальню шуструю девочку замдиректора Инна Волчек. — Она любимый ребенок в своей семье, и это видно — жизнерадостная, общительная.


Увидев гостей с фотоаппаратом, Лиза немедленно начинает позировать и разговаривать с нами на языке жестов. Показать маленькому ребенку, что его не совсем понимают, было бы жестоко. И мы стараемся радоваться вместе с маленькой девочкой.


Впрочем, этим детям так или иначе придется столкнуться в жизни с непониманием. Даже несмотря на то, что в школе их учат разговаривать, понять ребят бывает трудно. Ведь эти ребятишки никогда не слышали речь и произносят слова несколько иначе, чем мы. Лишь к завершению школы, к двенадцатому классу, многие из них говорят разборчиво, правда, предпочитают изъясняться жестами: многие говорить стесняются.


Прекрасное далеко


...В актовом зале школы–интерната репетиция предстоящего концерта. Звукорежиссер включает фонограмму, и девочки в нарядных платьях начинают петь. Зал, в котором, помимо детей с нарушениями слуха и их учителей, лишь два дилетанта — я и фотограф, понимает, о чем поется со сцены. Мы же лишь к середине песни узнаем по жестам девочек слова из «Прекрасного далека».


Музыка и театр для детей, которые с рождения не слышат, — одни из самых любимых увлечений. Они с удовольствием проводят за этими занятиями время после уроков. Ну и что, если музыку не слышат? Они ее чувствуют. Оттого и танцуют, и поют в ритм, с душой.


А еще среди них очень много талантливых художников. У каждого ребенка свой стиль и свои любимые образы. Одиннадцатиклассник Дима Королек, например, пишет женские образы. Его талант признают профессиональные художники.


— Наши дети видят больше оттенков и мелочей в окружающем мире, — говорит руководитель изостудии «Василек» Надежда Прокопович. — Красками они могут рассказать больше, чем мы словами.


Тихий гром среди ясного неба


Юный художник Дима Королек, как и многие другие ученики школы–интерната, родился в семье глухих. В этой же школе учатся и два его родных брата. Наследственная глухота — понятие объяснимое. Но только у каждого пятого ребенка, который здесь живет, родители лишены слуха. Для остального большинства пап и мам рождение глухого ребенка стало настоящим шоком. У одних женщин причиной тому стала перенесенная во время беременности краснуха, у других — родовая травма, у третьих отклонения спровоцировали антибиотики или прививки... Нередки случаи, когда родители год–два, а то и больше не догадываются, что их дитя не слышит. А потом как гром среди ясного неба!


Жизнь приходится перестраивать во благо ребенка: водить его в специализированные сады, на дополнительные занятия к специалистам. А к тому моменту, когда приходит время идти в школу, выбирать: бросить все и заниматься с малышом самим? Но для этого нужно специальное образование. Возить в школу в другой город (специализированных школ в стране — раз–два и обчелся)? Нереально. Остается одно — отдать ребенка в интернат. Здесь уж точно он не останется один на один со своей проблемой и окажется в кругу таких же детей. А специально обученные педагоги преподадут не просто школьную программу, но и обучат всему, что нужно в жизни глухому человеку: как вести себя на улице, в транспорте, магазине... Вот только с родителями придется встречаться редко, ведь многие живут в десятках, а то и сотнях километров. Есть, кстати, такие, которые специально меняют место жительства для того, чтобы быть поближе к ребенку. Родители Вити Невмержицкого, например, переехали из Гомельской области в Столбцовский район.


Читаю по губам


В слуховом кабинете малыши в больших наушниках работают над развитием слуха. Урок начинается с простых вопросов: как тебя зовут, какая сейчас пора года? Пятиклассники тщательно проговаривают каждый звук. Объяснить глухому ребенку, как правильно произносится слово, сложно. Это часы кропотливой работы.


В школе–интернате с детьми проводят специальные занятия: учат использовать имеющиеся у некоторых остатки слуха, развивать слуховое восприятие, ритмику, память, корректируют произношение. Здесь малыши учатся вышивать, плести из соломки, работать за компьютером, ухаживать за огородом.


На уроках ученики сидят полукругом — так, чтобы считывать слова с губ одноклассников. Для привлечения внимания учителя топают каблуком по полу — громкий звук многие слышат. Вообще, педагоги и дети хорошо понимают друг друга. Порой ребятам сложнее найти общий язык с родителями. А потому многих учеников после окончания школы часто тянет сюда, в их второй родной дом.


Кстати


В ноябре Минской областной школе–интернату для детей с нарушениями слуха исполнилось 62 года. Сейчас здесь живут и учатся 105 детей от 6 до 18 лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter