Валентина Гинчук, заместитель директора по научно–методической работе Национального института образования, уверена, что внедрение базовых учебников идет по плану:
— К 2016/17 учебному году мы издали восемь базовых учебников: «Всемирная история» 6 класс, «История Беларуси» 6 класс, «Искусство» для 5 и для 6 классов, «Лiтаратурнае чытанне» 2 класс для учреждений образования с русским языком обучения и с белорусским языком обучения, «География» 6 класс и «Человек и мир» 5 класс. Сегодня все эти пособия отпечатаны. Базовые учебники будут появляться поэтапно до 2020 года по всем предметам, и их введение в процесс образования будет связано с внедрением обновленных учебных программ. В 2015/16 учебном году оно произошло в первых, пятых и десятых классах, в этом — у вторых, шестых и одиннадцатых, в следующем наступит очередь третьих и седьмых, затем — четвертых и восьмых... До 2021/22 года мы полностью перейдем на обновленное содержание образования по всем учебным предметам и к этому моменту планируем издать все необходимые пособия. Важно, что базовые учебники разрабатываются на конкурсной основе. И принять участие в конкурсе может каждый специалист, у которого есть знания, умения и компетенции, необходимые для создания современного школьного пособия.
Фото Павла ЧУЙКО.
Получилось ли реализовать концепцию базового учебника? Возьмем, например, первую часть нового пособия по истории Беларуси. Здесь, как и предполагает концепция базового учебника, теперь более доступно изложен материал с учетом возрастных особенностей учеников. Это один из аспектов, по которому обычно возникает много замечаний, мол, трудная терминология, сложновато написано, поэтому именно доступности изложения уделялось самое большое внимание. Второй момент — в пособии разные формы представления учебной информации, а не просто сплошной текст. Здесь есть документы и схемы, иллюстрации и исторические карты. Это обусловлено тем, что современному человеку приходится читать графики, диаграммы, таблицы и схемы, чему необходимо учить в школе. Третья особенность — в базовом учебнике минимальное необходимое и достаточное для качественного образования содержание по предмету в соответствии с учебной программой. Но дети разные, и для очень мотивированных, чтобы реализовать принцип дифференцированного обучения, предусмотрен навигационный аппарат, который отсылает к атласам, хрестоматиям, электронным образовательным ресурсам. Как это работает? Ученик находит на полях учебника соответствующее условное обозначение и обращается к указанной под ним странице в хрестоматии или атласе. Есть и значок–ссылка на электронные образовательные ресурсы, размещенные на Национальном образовательном портале. Пока только в этом учебнике по истории авторы поместили и QR–коды, которые позволяют считывать их через смартфон и сразу выходить на нужный электронно–образовательный ресурс. А электронная версия учебника в pdf–формате снабжена гиперссылками. Особого внимания в новом пособии заслуживает рубрика «Наведайце славутыя мясцiны», которая рекомендует посетить исторические достопримечательности Беларуси, связанные с изучаемым историческим периодом. Цель — сделать изучение истории более практико–ориентированным.
Александр Макаренко, кандидат педагогических наук, настроен пессимистичнее:
— Боюсь, базовый учебник, к которому предъявили столько требований, на выходе получится не таким, каким ожидается. Ведь кто его напишет на соответствующем уровне? На мой взгляд, пока в стране нет примера, чтобы написали хоть один нормальный учебник. Возьмите пособие по физике за 10 класс: восемь рецензентов, а в результате страшно в руки взять...
Думается, рано дискутировать о базовом учебнике, когда допущены стратегические ошибки в построении школы. У нас нет концепции средней школы, так о чем можно говорить? Построение любого здания, двигателя, самолета, танка всегда начинается с разработки основных концептуальных положений. Так же и учебник — это лишь один из важных компонентов школы. Выходит, концепции нет, но решили ее частично внедрить в базовый учебник, перефразировав диссертацию российского доктора наук, защищенную несколько лет назад. Задом наперед идем? Моя точка зрения: этот ориентир–концепт по сути своей пагубен для национальной белорусской школы. И если соседняя Россия — мощная педагогическая держава, где от доведения идеи до абсурда спасает очень непростой диалог ученых с участием педагогической общественности, то у нас наблюдается некая загипнотизированность западными установками, такое ощущение, что любую задумку готовы подстраивать под Болонский процесс. Когда преобразовывали школу под профильное обучение, наступили на те же грабли: не позаботились о разработке основополагающих документов, проигнорировали авторитетные мнения опытных практикующих учителей, хотя они указывали, что изначально отсутствует системность и сколько–нибудь обоснованное учебно–методическое и организационное обеспечение изучения того или иного предмета.
Степан Темушев, доцент исторического факультета БГУ, преподаватель Лицея БГУ, автор базовых учебников по истории:
— Над «Всемирной историей» для 6 класса трудилась большая команда, я писал раздел, посвященный славянам, а куратором был мой непосредственный начальник — заведующий кафедрой Олег Яновский. А вот по «Истории Беларуси» мы работали отдельно, первую часть из двух делал я — и методический аппарат, и картографию. Научным редактором текста был Юрий Бохан, доктор исторических наук. Вообще, создание учебника — очень долгая процедура. Одно дело написать текст, но нужны еще и методическое сопровождение, подготовка заданий, вопросов к самому тексту, иллюстративному и картографическому материалу, которые тоже в большом объеме присутствуют. А у нас еще есть электронно–образовательные ресурсы, под которые разрабатываются соответственно и тесты, и интерактивные задания. Получилось ли? Я сам работаю в 11–х классах в лицее, но мой старший сын как раз шестиклассник, так что я не понаслышке знаком с результатом своей работы, потому что все параграфы отрабатываем дома. Вижу, что получилось вполне адекватно. Конечно, мы не все сделали идеально. Например, в некоторых темах очень много убрали дат, и это местами нарушает логику изложения. Но в последующих изданиях эти недочеты будут устраняться.
А какую оценку первым базовым учебникам поставят другие учителя, родители учеников? Ждем откликов.
pasiyak@sb.by
Советская Белоруссия № 7 (25142). Четверг, 12 января 2017