Ведущая телеканала «Беларусь 3» Анна Пантелеева — о том, как изменилась культура за время пандемии

Уроки онлайн

Последние несколько месяцев выдались для белорусской культуры нелегкими. Именем коронавируса перенеслись (а то и вовсе отменились) премьеры крупных постановок, фестивали, художественные выставки и другие полезные активности, призванные улучшить зрительский вкус. Театрально‑музыкальная жизнь достигла исторического минимума, однако все это время самая культурная кнопка нашего телепространства — канал «Беларусь 3» — оставалась на связи со зрителем. «Новости культуры», что примечательно, тоже не ушли в глухое подполье. Команда проекта и его автор и ведущая Анна Пантелеева сделали все возможное, чтобы аудитория не заскучала.


Как работать, когда все закрыто, и почему интернет в этом деле главный помощник? Поговорили с ведущей о виртуальных возможностях и новых форматах, а заодно подвели краткие итоги театрально‑музыкального сезона — 2019/20. 

— Анна, как на работу съемочной группы повлияла почти двухмесячная пауза в культуре?

— Начну с главного. Мы быстро адаптировались к новым условиям и за это время научились работать совершенно по‑другому. Вместе с людьми искусства — художниками, режиссерами, музыкантами — мы доказали, что в онлайн культуре тоже есть место. Как, наверное, и большинство коллег, перешли на связь по Zoom. Что, конечно, существенно расширило наши возможности. Например, мы пообщались онлайн с руководством гомельского дворца Румянцевых — Паскевичей и замка в Несвиже. Также вышли на связь с труппой театров в Бресте и Могилеве. Раньше ждали бы, пока они приедут в Минск, но такая возможность имелась далеко не у всех. Поэтому в будущем от этого опыта мы не откажемся и продолжим время от времени использовать онлайн‑формат общения. То же касается записей спектаклей и концертов. Они по‑прежнему будут в эфире, ведь не у всех по разного рода причинам есть возможность посетить то или иное мероприятие. 

— Помните, когда театры только‑только открыли доступ к записям и прямым трансляциям, многие негодовали: мол, это вредит зрительскому восприятию? На ваш взгляд, оправдала себя эта практика? 

— Конечно. Лично я не вижу в онлайн‑трансляциях ничего плохого. У таких показов положительных моментов все‑таки гораздо больше. Во‑первых, благодаря бесплатным трансляциям театры стали доступны всем белорусам. Не нужно ехать в Витебск: заходи на сайт драмтеатра имени Якуба Коласа, выбирай соответствующий раздел и смотри то, что нравится. Во‑вторых, многие художественные и режиссерские приемы благодаря профессионально сделанным записям становятся гораздо более выразительными. 

Сидя в двадцатом ряду партера или на балконе, не всегда можно разглядеть какие‑то детали, нюансы актерской игры. 


— А как считаете, не утратили люди за время тотального онлайн навык покупать билеты? 

— Уверена, что нет. Потому что никакой онлайн не заменит энергетику, которую можно почувствовать, сидя в зрительном зале. И ту эмоциональную связь с актерами, при которой ты становишься как бы сотворцом спектакля. Артисты, знаю, тоже скучали все это время по зрителям. Даже прямая трансляция (которую, например, проводил Купаловский театр) — это совсем не то же самое, когда в партере есть публика. 

Пустой зал и включенная камера — это уже совершенно иное восприятие искусства. 

Радует, что сейчас, когда напряженная эпидемиологическая ситуация пошла на спад, театры понемногу оживают и все возвращается на круги своя. 

Но с другой стороны, музеи, библиотеки, галереи ведь не закрывались, как бы сложно им ни было. Работали все это время, меняли экспозиции, делали выставки. Все наши ведущие арт‑площадки, а также, скажем, Национальный центр современных искусств и Национальная библиотека всегда были на связи со зрителями и читателями. Что, к слову, параллельно не помешало открыть им доступ к онлайн‑экскурсиям, лекциям, выставкам и мастер‑классам. 


— Уже известно, что большую часть культурных мероприятий их организаторы перенесли на осень. В это время хватает и других постоянных проектов. Как «Новости культуры» планируют везде успеть, все охватить?

— Только чудом, наверное. А если серьезно, то многие организаторы, насколько я знаю, предварительно согласовывали желаемые даты проведения фестивалей, выставок, концертов и так далее. Чтобы по возможности одно не накладывалось на другое. А еще преимущество «Новостей культуры» в том, что мы никогда не уходим на каникулы. Проводим со своим зрителем 365 дней в году. 

— Давайте подведем краткие итоги театрально‑музыкального сезона — 2019/20. Чем, кроме онлайн, запомнился вам этот культурный год? 

— Качественными проектами. Как всегда, порадовал режиссер Евгений Корняг. Уверена, многие успели оценить его нашумевшую постановку «Шлюб з ветрам», представленную в декабре на сцене Республиканского театра белорусской драматургии. Я была на двух показах и оба раза не смогла остаться равнодушной. Очень необычный спектакль для белорусского театра. Еще один проект, который полюбился, можно увидеть в Национальном художественном музее прямо сейчас. Выставка называется «Красный. Код нации» и рассказывает о семантике и роли красного цвета в истории белорусского традиционного декоративно‑прикладного искусства, иконописи и живописи. Открою секрет: в экспозиции есть даже работа директора музея Владимира Прокопцова, подписанная псевдонимом. Но стиль узнаваемый, попробуйте найти! 

Третий качественный проект — выставка «Город солнца» о любимом Минске, он проходит до 5 июля в Художественной галерее Михаила Савицкого. Это тот редкий случай, когда экспозиция будет интересна как минчанам (которые смогут вспомнить о местах детства, многих из которых уже нет на карте столицы), так и гостям города, которые, в свою очередь, узнают много нового о самых узнаваемых уголках и улочках Минска. 

— Если не на культурном репортаже, то где вас еще можно встретить?

— Например, на Минском море. Закаты там просто вдохновляют на творчество! Признаюсь, недавно я снова взяла в руки кисти и начала писать маслом.

— Так, может, скоро ждать персональную выставку? 

— Пока еще не созрела. Это же для себя, для спокойствия души. 
Уже несколько месяцев проходит совместная акция «Беларусь 3» и Министерства культуры «Мастера культуры — ветеранам». Специально для них творческая группа канала записала и показала в эфире десяток концертов, музыкальных программ и спектаклей военно‑патриотической тематики.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter