Тайм­менеджмент для ребенка

Управление временем

Тайм­-менеджмент для ребенка


Правда ли, что некоторые дети знают основы тайм-менеджмента с детства? Такой вопрос иногда задают себе родители, наблюдая, как дети коллег или друзей с легкостью успевают сделать за день больше, чем их родители. Когда ребенок мал и главное занятие для него – активные игры, его день планируется с помощью внутренних часов: как только малыш устал, сон не заставит себя ждать, а полноценным питанием родители вовремя подкрепят силы ребенка.


Малыш подрастает, он по­прежнему любит играть, но появилось множество ежедневных дел, которым нужно уделять внимание: следить за порядком в комнате, помогать маме, ухаживать за домашним питомцем, делать уроки и многое другое. Не редкость, когда родители, придя домой после работы, замечают, что их сын или дочь благополучно делали все что угодно, а к урокам приступили ближе к ужину, и мама с папой понимают, что потребуется активная помощь, чтобы ребенок лег спать хотя бы раньше двенадцати ночи. Не беда, когда такие случаи  скорее редкость, чем правило – а если наоборот? Тогда не миновать последствий: снижение качества усвоения учебного материала, снижение иммунитета, быстрая утомляемость, лишние переживания для всей семьи. Как избежать подобной ситуации? 

Вспомните период студенчества. Как готовились к сессиям, стараясь охватить всю информацию последних месяцев за несколько дней, вспомните бессонные ночи, усталость и то, как после экзамена возникало ощущение, что все выученное забылось. Так и у детей: уроки, выполняемые впопыхах, фиксируют информацию лишь в кратковременной памяти, потом многое забывается, а усталость накапливается. 

Начинать работу следует уже в дошкольном возрасте, когда малыш пусть еще не полностью, но уже знаком с основными временными понятиями. Начните с обсуждения и составления расписания на неделю. Важно, чтобы ребенок ориентировался, когда, например, после детского сада он идет на танцы или в бассейн, какой день свободный и можно подольше погулять. Просите его убирать игрушки после игры, помогать накрывать на стол или убирать посуду со стола, поливайте вместе цветы, в дальнейшем ребенок будет сам вызываться помогать по дому. Ежедневно по 15 минут выполняйте развивающие задания, читайте вместе книжку или учите небольшие стихотворения, это позволит ребенку привыкнуть  к выполнению ежедневных заданий. 

Старайтесь придерживаться четкого режима дня, ребенок должен ложиться вечером спать в одно и то же время, обсуждайте с ним организационные моменты: в какое время обедаете, когда пойдете гулять, через сколько дней поедете на дачу, сколько минут осталось до любимого мультфильма и т.д. 

Для детей начальных классов главный органайзер – это дневник, но он охватывает только сферу уроков, а есть еще внеурочные дела, которые тоже следует учитывать в расписании на неделю. Многие вешают в комнате ребенка такое расписание, но, кроме уроков и кружков, в него следует включить и другие дела: утренняя зарядка, помощь по дому, отдых. 

Важным элементом станет совместное ежедневное составление по вечерам плана на следующий день. Обсуждайте с ребенком, какие дела будут самыми важными и потребуют большего времени, после каких дел важно сделать передышку, обязательно указывайте ориентировочное время для всех событий. А в конце дня, если малыш добросовестно следовал графику, можно отметить его достижения приятным бонусом, например, разрешить немного дольше посмотреть любимый мультфильм. 

Замечено, что лучше организуют свою деятельность дети, которые занимаются после школы (спорт, творческие занятия, дополнительное образование). У них остается меньше свободного времени, которое они могли бы заполнить лишними делами (долго сидеть перед телевизором, в интернете), они привыкают к четкому расписанию, понимают, что на выполнение домашних заданий время строго определено, а еще хочется, например, погулять или посмотреть фильм. 

Светлана Якушева. 

Советская Белоруссия № 73 (24955). Среда, 20 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter