Ухабы на пути зерна

Качество местных дорог — одна из самых популярных тем жалоб в редакцию...

К нашим дорогам неравнодушны водители из соседних стран: хорошо ехать по гладкому, ровному, широкому полотну. Но стоит хоть немного отклониться от маршрута — и открывается совсем другая картина: неровности, ямы, ухабы, проблемные обочины. Качество местных дорог — одна из самых популярных тем жалоб в редакцию.


На окраине Могилева — поворот на Чаусы, Кричев. С первых километров пути на асфальте впадины и трещины. Хотя дорогу недавно ремонтировали. Сергей Кузьмин, могилевский водитель МАЗа с 25–летним стажем, не удивляется:


— Думаю, все делалось не по технологии, поэтому опять нужен ямочный ремонт. Дорога узкая, движение напряженное. Разъехаться могут разве что две легковушки. Водители большегрузов при встрече вынуждены жаться к обочине, ловить каждую яму. Во время дождя это вдвойне опасно, может повести в кювет.


Житель Горецкого района Владимир Васильев жалуется: во время прошлогоднего ремонта дорогу из Горок на агрогородок Ленино сузили с обеих сторон примерно на полметра, разъезжаться грузовикам стало еще труднее. Качество ремонта трассы Горки — Мстиславль тоже притча во языцех. Хотя, по утверждению моего собеседника, в местной «районке» дорожников за такую работу даже похвалили. Местные жители в недоумении: за что?


Скоро уборочная, и по таким дорогам поедут машины с зерном на элеваторы. При тряске на ухабах потери дорогого груза неизбежны. Вряд ли помогут тенты на кузовах: ямы на асфальте заполнятся зерном, скрупулезно собранным с полей механизаторами. Обидно...


Звоню в Краснопольский район. Интересуюсь: готовы ли к жатве? В ответ бодро: не подведут ни экипажи, ни техника. А что дороги? Этот вопрос вызывает у работника райисполкома легкое замешательство. Впрочем, он быстро берет себя в руки и уверяет: все будет отлично. Полевые дороги, как обычно, приведут в порядок, пройдутся по ним грейдером. А то, что на асфальте яма на яме, — так это, мол, везде...


Действительно, какой район ни возьми — Бобруйский, Чаусский, Белыничский, — в любом найдутся участки, где пассажиров подбрасывает на ухабах. Такое чувство, что вот–вот развалится авто, оторвется подвеска. Автовладельцы единодушны: ремонты производятся, а толку мало. Расходуются огромные государственные средства. Может, пора ввести общественный контроль за качеством работ?


В «Могилевоблдорстрое» не отрицают: почти 9,5 тысячи километров дорог, или 87 процентов общей протяженности в регионе, нуждаются в капитальном ремонте. Около 6,5 тысячи километров — в текущем. Заместитель главного инженера предприятия Николай Николаев перечисляет причины такой ситуации:


— Протяженность местных дорог в Могилевской области за последние десять лет увеличилась в 1,8 раза. Мы приняли на баланс дороги от сельскохозяйственных предприятий, сельсоветов. В том числе более 3 тысяч километров «грунтовок», не имеющих обустройства. В свое время многие из сельских дорог с асфальтобетонным покрытием строились хозяйственным способом — из подручных материалов без соблюдения технологии и качества. Латай их не латай — без капитального ремонта никак. А денег на него нет.


Сегодня средства на ремонт местных дорог выделяются из областного бюджета по остаточному принципу. Специалисты подсчитали: чтобы исправить ситуацию, требуется 135 миллионов рублей на каждый километр дороги. Фактически же в этом году выделено всего по 7 миллионов рублей на километр. Примерно столько же выделялось денег и раньше. Скромных сумм едва хватает на обеспечение безопасных условий движения, ремонт аварийных участков. Тут не до высоких технологий...


Похоже, пора решать проблему на государственном уровне. Тем более что она актуальна не только для Могилевщины. Вот и постоянный читатель «СБ» минчанин Иосиф Горанин недавно прислал письмо в редакцию. В нем он рассказал о неудовлетворительном состоянии поселковой дороги Костеневичи — Кривичи, о том, что давно не ремонтируется участок дорожного полотна на границе Вилейского и Мядельского районов. Читателя также беспокоит, как по таким дорогам повезут зерно на элеваторы. Потери неизбежны — будем с этим мириться?


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №135 (24272). Среда, 24 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter