Учитель физкультуры

Наш маленький плот, едва отчалив от пристани в кувшинках, тут же оказался на середине реки...
Наш маленький плот, едва отчалив от пристани в кувшинках, тут же оказался на середине реки. Под Бытенью Ивацевичского района берега Щары так близко друг от друга, как две руки. А плот между тем не такой уж и маленький. Глядя на гору из рюкзаков, палаток, спальных мешков, сумок с провизией, я подумал: «Погрузят вещи на плот, и придется стоять на одной ноге. Другую поставить негде»... Как бы не так! Каким–то невероятным образом имущество настолько компактно расположили на носу плота, что оно никому не было помехой. И места на палубе — хоть танцы устраивай. Под брезентовым навесом — добротный стол, скамейки. Чем не кают–компания? И от жгучего солнца можно укрыться. И от дождя.


— Все к столу! — скомандовал «адмирал» — Не будем нарушать традицию.


Плеснули в пластиковые стаканчики чуточку коньяка. Содвинули их разом за удачу. За счастливое плавание. В традиционных «семи футах под килем» нет надобности. Для плота достаточно всего лишь одного фута (30 см). И соткан он вовсе не «из песен и грез». Доски снизу, сверху, по бокам. А внутри... пластиковые бутылки из–под пива. 1.850 штук. Начинка оказалась настолько удачной, что плот может выдержать вес 3,5 тонны. Придумал такую конструкцию Александр Иванович Сплендер. Учитель физкультуры Добромысленской средней школы. Экипаж уважительно называет его «наш адмирал». И право, есть за что...


На плоту — ни суеты, ни толчеи. Без лишних команд каждый определил себе место. И занятие. Олег Васильевич Яглейко, учитель физвоспитания Бытенской средней школы, стал у руля. Ему это не впервой. Сергей Минюк, бывший ученик Александра Ивановича, берется за левое весло. Когда возникает в этом необходимость. Олег Михайлович, зять «адмирала», — за правое. На подхвате — его сын Денис. Виктор Иванович, брат Александра Сплендера, то и дело разматывает катушку спиннинга. Но клева нет. На все шуточки по поводу ухи, которая явно не состоится, он лишь загадочно улыбается. Михаил Константинович Козловский, директор Добромысленской средней школы, не выпускает из рук фотокамеру. И это понятно. Виды открываются такие, что ахнешь. Дружит с удочкой и Галина Минюк. Жена одноклассника Сергея. Красивая. Спортивная. Немногословная. С блеском ума в глазах. Любимая ученица Александра Ивановича, бывало, не раз радовала школу спортивными победами. Такой вот почти семейный экипаж этого древнего, как мир, плавсооружения. (Взрослых на плоту помещается 8 человек, а ребят — 16.)


Реку так часто сравнивают с человеческой жизнью, что словосочетание «река жизни» стало расхожим. И правда: много общего в этих понятиях. Как человеку, к примеру, не вернуть вчерашний день, так и реке — воду, что унесло течение. Но у человека есть память, способная воскресить былое до мельчайших подробностей. А есть ли она у реки? И если да, то из каких глубин, из какой толщи веков она себя помнит?..


Течение у Щары незаметное и совсем неслышное. Как дыхание ребенка. Плывем мы (моряки сказали бы: идем) со скоростью километра три в час. Ребята налягут на весла — плот встрепенется. Вода зажурчит, будто обрадуется, что ее подгоняют. Перестанут грести — и снова тишина. Но не глухая, как в бездонном провале, а сладостно–певучая. Берега некрутые, по–домашнему уютные. Как слоеные пироги. В зеркальной глади отражаются небеса с облаками, заросли кустарника и лес. И чудится, будто не по реке плывет наш плот, а скользит по небу. Веет легкий ветерок. Мягкий, пахучий, обещающий, что вот там, за поворотом... А за поворотом — еще один поворот или петля. И так до бесконечности...


Как славно, как же хорошо здесь! Душа отдыхает от стрессов, напряжения, неотложных «надо». Оказывается, можно жить спокойно, без рывков, никуда не торопясь. Как живет река. Жить и радоваться всему, что видишь, чувствуешь, осознаешь... А подарил нам эту радость, этот праздник души учитель физкультуры Александр Иванович Сплендер.


Он — кусочек горячего солнца. Под кустиками светлых, с едва приметной рыжинкой бровей лучатся глаза. Глубокие. Синие, как сгустки предвечернего неба. И какой–то веселой, счастливой одержимостью веет от него. Душа у Александра Ивановича нараспашку. И сам он, как праздник.


«Служить людям, приносить им радость — это счастье», — без всякой рисовки скажет он. И добавит: «Лучше дела учителя ничего нет на свете. Воспитывать, лепить у детей характеры, испытывать их на прочность — не всяким родителям под силу. Да, пожалуй, и не каждому учителю. Получается у тех, в чьих душах до последнего часа живет детство. Плот — подсказка оттуда...»


Родная деревня Александра Сплендера Бытень до 1958 года была райцентром. А это уже масштаб. Одних магазинов здесь насчитывалось аж 15. А в средней школе занимались свыше 1.000 учеников. С учебой у Саши проблем не возникало. А тут еще мама подзадоривала стимулом. За каждую пятерку выдавала сыну по 5 копеек. Принес 3 пятерки — получи 15 копеек. Имея такой капитал, можно было купить мороженое или сходить в кино. Так что Александр был просто обречен быть отличником. Не отставали от Саши и его неразлучные друзья Саша Бирич и Юра Макаревич. Ни ростом, ни физической силой Александр не выделялся среди своих сверстников. Но лидерство за ним признавалось бесспорно. Как–то, перебирая старые бумаги, Александр Иванович наткнулся на список, где старательной детской рукой было выведено: Сплендер Саша — командир, Бирич Саша — заместитель командира, Макаревич Юра — сержант. А дальше — фамилии рядовых. Они с гордостью называли себя следопытами. И цель у них была конкретная: искать оружие на местах, где шли бои. Собрали пацаны целый арсенал. Нашли винтовку без приклада, ППШ без диска, наган, несколько штыков и гранат. Ничего, что оружие ржавое. Зато настоящее. Саша сам сколотил ящик для хранения. Приладил замок. А было ему в ту пору 6 лет...


Отец Александра, колхозный шофер, придя с работы и управившись по хозяйству, включал телевизор «Рекорд». Телевизор был маленький, но по тем временам вещь престижная. И если шел концерт и дом наполняли мелодии, пальцы у Александра самопроизвольно дергались. Как будто через них пропускали ток. Ему нестерпимо хотелось взять в руки гармошку, а еще лучше — баян. «Папа, купи мне гармонь», — попросит он отца. «Сейчас, сынок, не могу. С деньгами туго. А вот попозже — обязательно куплю».


Когда Иван Алексеевич принимал рюмку–другую, напевал свою любимую песню «Рябинушка». Голос у него был изумительный. Купил он сыну не гармошку, а баян. Нашли и преподавателя. Девочка из Бытени обучалась игре на баяне в Ивацевичской музыкальной школе. Она охотно согласилась (за 10 рублей в месяц) заниматься с Сашей. И вот приходит как–то отец с работы, а баян на коленях у Саши ласково, певуче выговаривает: «Ой, рябина кудрявая, белые цветы...» «Давай, сынок, давай! — обрадовался Иван Алексеевич. — Молодец! Все у тебя получается!» С тех пор отец исполнял свои песни под аккомпанемент сына. А было это в четвертом классе.


Гитару Александр освоил самостоятельно. Как и его друзья Саша и Юра. Они создадут свой ансамбль и объездят с концертами все окрестные школы. Три гитариста. Три друга. Собраться в дорогу им ничего не стоило. Главное — чтобы было перед кем выступать. Им нравилось, как их слушали. Нравились аплодисменты и слова благодарности. Они чувствовали себя героями...


У мальчишек 60–х была одна, но пламенная страсть: спорт. И занимались они им самозабвенно. В 5–м классе трое друзей создали из пацанов своей улицы настоящую футбольную команду. Назвали ее «Чайка». Собрали со всех копеечки, купили футболки. Художник за десятку на каждой нарисовал номер и чайку. Может быть, и не слишком высоко взлетела их «Чайка». Но что она дала школе замечательного физрука — это факт.


Еще будучи учеником школы, Александр выступил в футбольной команде за взрослых. В 1972 году на первенстве республики по футболу, которое проводило спортивное общество «Урожай», команда из Бытени заняла 4–е место. Александр Сплендер стоял на воротах. Худенький паренек в перчатках на пять размеров больше казался зрителям таким беззащитным... А у Саши не было страха. И ворота он защищал, как профессионал. Простая сельская команда выиграла у мастеров! Эта победа в немалой степени повлияла и на жизненный выбор Александра. Он поступит в Гродненский физкультурный техникум и окончит его с отличием. А потом заочно — и Брестский пединститут. Студенческие годы стали для Александра Ивановича судьбоносными. Он женится на самой красивой сокурснице Ларисе. И возникнет семья. Надежная и красивая, как они сами. Как отличник Александр Иванович мог выбрать школу по своему желанию. Но хотелось поближе к дому. И вот уже 38 лет одна и та же дорога ведет его каждое утро от уютного дома к школьному порогу. Это тоже его дом. И, право, трудно сказать, какой из них ему роднее и дороже...


Александр Иванович вел в школе и уроки музыки, и рисования, и черчения, и труда. Причем все абсолютно профессионально, талантливо и ярко. Но главным, конечно, была физическая культура. И все–таки как бы ни обстояло дело с нормативами, достижениями и победами, громкими именами спортсменов, бывших учеников школы, учитель физкультуры так бы им и остался. Чтобы стать настоящим Учителем, надо обладать даром сопричастности с душой ребенка. Умением влиять на нее не словом, а живым видом, действием, поступком. Александр Иванович убежден, что нельзя Родину любить абстрактно. К ней непременно надо прикоснуться. Вот и водит он своих учеников каждое лето в дальние и близкие походы. И пешком, и на велосипедах, и на плоту. Чтобы разбудить у них чувство своей страны. Чтобы стали они друг другу ближе и роднее. Чтобы пульсировали в них чуткость, доброта, сострадание и ответственность за судьбу своего товарища. И делает он это не по долгу службы, а по велению сердца. «Если хоть самая малая песчинка родной земли заронится в детскую душу, — считает непохожий ни на одного учителя физкультуры Александр Иванович Сплендер, — то из нее обязательно образуется жемчужина патриотизма». И с этим нельзя не согласиться. Потому что чувство Родины постигается детством.

Советская Белоруссия №172 (24553). Среда, 10 Сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter