Учеба на дому: редко, но метко

Домашнее обучение — не новость, еще век назад оно было нормой...

Домашнее обучение — не новость, еще век назад оно было нормой. Правда, в то время как к одним детям было приставлено по паре гувернеров и учителей, другим приходилось довольствоваться несколькими классами церковноприходской школы. Современная система образования замечательна тем, что дает равные возможности всем без исключения. Однако всегда ли равные являются наилучшими для конкретного ребенка? Этот вопросом задаются многие родители. Переложить ответственность за обучение и воспитание своих детей на школу или взять ее на себя? Сегодня немало семей предпочитает второй вариант.


Не выходя из дому


Принято считать, что обучение на дому возможно лишь для детей, у которых есть особые медицинские показания. Однако это не совсем так. Кодекс об образовании предусматривает такую возможность и для тех, у кого нет проблем со здоровьем, и обозначает ее как «получение общего среднего образования по индивидуальному учебному плану одаренными и талантливыми учащимися, а также теми, кто по уважительным причинам не может посещать занятия». Такие ученики, занимаясь дома, числятся в классе, могут посещать любые уроки и факультативы, добирая нужные знания. И, конечно, периодически приходят в школу для контроля знаний — тесты и контрольные никто не отменял.


Теоретически, чтобы перевести ребенка на такой план обучения, достаточно до начала учебного года написать заявление на имя директора, обосновав свою просьбу. Однако окончательное решение — за ним и педсоветом. На родительских интернет–форумах легко отыскать положительные примеры. «Директор попросила указать причину перевода. Мы сослались на участившиеся командировки. Больше вопросов не было. Обещали на следующей неделе предоставить план учебы. Были предельно милы. Учимся дома с огромным удовольствием, «залатали» все пропуски и обогнали одноклассников по программе». «Присутствовали на педсовете, до этого разговаривали с директором и завучем. После подробной беседы о том, как мы планируем изучать предметы, рассказа о своем образовании и о бабушках–дедушках, которые помогут нам учить физику и биологию, они нас поддержали». «Директор на удивление отнеслась к моему вопросу о записи на обучение по индивидуальной программе спокойно. Как оказалось, в этой школе уже были такие дети, только в старших классах. Сказала: «Что ж, в начальной школе вы будете первыми».


Однако не все так радужно у первопроходцев домашней учебы. «На практике обосновать свое желание перехода на индивидуальный план не всегда просто. Хорошо, если у ребенка есть музыкальное или иное дарование или если родители действительно часто в разъездах. А если нет? Открыто заявить — мы просто хотим развиваться именно таким образом, дать ребенку больше! — невозможно», — признает проблему одна из мам. Приходится или лукавить, или менять школу на более сговорчивую. Как правило, к внешкольным будням склонны приверженцы новаторских методик обучения и воспитания, родители, считающие, что школа не дает раскрыться их чадам в полной мере, и религиозные семьи.


Вот это класс!


Интересно, основные дебаты вокруг обучения на дому ведутся не по поводу качества знаний — все признают, что при совместных усилиях родителей, репетиторов и школьных учителей оно не страдает. Главная загвоздка — психологическая. Как же обойтись без утверждения своего «я» среди одноклассников?


Естественно, гарантировать, что класс будет полон единомышленников, не может никто. «Посмотрите, как общаются дети в школе, — делится наблюдениями одна из мам. — Один подбежал, треснул портфелем по голове, другой хватает вещи без спроса, у третьего ненормативная лексика проскакивает. Шум, гам. Разве это общение?!» Но и это тоже — опыт, считают психологи. Ведь когда мы взрослеем, идем в вуз, на работу, тоже не попадаем в рафинированное общество. Важно научиться жить и ладить с самыми разными людьми.


В любом случае, задача родителей — не закрыть, защищая от любого негатива, свое чадо от мира, а показать его во всем многообразии. Как? У каждого свое представление. Только не надо впадать в крайности и идти на поводу у собственных страхов и комплексов.


Кстати


В Канаде 0,5% детей обучаются по индивидуальным программам, в США — около 3%. Чтобы этого добиться, родителям в свое время пришлось выдержать большое давление, вплоть до угрозы лишения родительских прав. Домашнее обучение набирает популярность в России и Украине — счет идет на десятки тысяч семей.


Мама как учитель


Быть учителем для своих детей — громадная ответственность. Сами сознательные мамы–папы вывели такую формулу–минимум, без которой перенести школу на дом вряд ли выйдет: один неработающий взрослый, достаток в семье, взаимное согласие супругов по вопросам учебы.


«Чтобы дать ребенку объем знаний начальной школы, не надо быть Архимедом, — Светлана Михайловна, домашний педагог (век назад ее бы назвали гувернанткой), считает, что каждая мама может за четыре года научить свое чадо писать, читать, считать. Сейчас она «ведет» первоклассницу, занимаясь с ней по индивидуальному плану. — Моя ученица успевает и танцами заниматься, и в музыкальной школе, и рисованием, ездит верхом, много двигается, сохраняя запас здоровья, и при этом освоение программы идет в более сжатые сроки». Вообще, аспект здоровья здесь, считает Светлана Михайловна, — один из ключевых: «Вы посмотрите статистику заболеваний у школьников!»


Сейчас очень популярны школы раннего развития — в итоге дети идут в первый класс более подготовленными, многие читают, пишут. А там начинают с букваря. «Как им двигаться дальше? Человек развивается тогда, когда он идет на пределе своих возможностей. А если ты уже читаешь, но сегодня учишь букву «а», завтра — «б», и тебя за это еще и хвалят — о каком развитии, интересе к учебе может идти речь?» — Светлана Михайловна убеждена, что так нивелируется основная цель первых лет в школе — научиться учиться. С другой стороны, даже при индивидуальном обучении эти «камни» дают о себе знать — масса времени уходит на то, чтобы подготовить давно известный материал к «сдаче» в школе. Ее ученица бегло читает, но ей все равно нужно выполнить задания по букварю, вписать буквы в клеточки. Получается, как бы быстро ни шло освоение программы, все равно учиться приходится с оглядкой: хорошо, если в январе согласятся принять программу за 1–й класс и можно будет идти дальше, а если нет?


При этом ученица Светланы Михайловны — это не гений с суперспособностями, а крепенький середнячок, способный, по ее словам, освоить программу начальной школы за два года. «Равные права при обучении — это прекрасно, но что делать тем, что хочет и способен дать детям больше? Да, таких немного, хорошо, если наберется один процент, но альтернатива должна быть».


В Министерстве образования признали: специальной статистики, сколько детей у нас обучается по индивидуальным планам, не ведется, однако, по недавним подсчетам, их около 300. В основном это начинающие спортсмены, музыканты, художники и те, кого родители берут с собой в длительные командировки. И это правда: одного желания учить своего ребенка так, а не иначе, конечно же, пока недостаточно.


Прямая речь


Елена Осипова, начальник отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования:


«Школа — это социум в миниатюре. Ребенок учится в нем общаться, устанавливать отношения, придерживаться групповых норм, ссориться и мириться, отстаивать свои позиции. В одиночку научиться этому невозможно». Школьный коллектив — это и общие возрастные интересы, увлечения, учеба, и первые симпатии, доверительные и устойчивые отношения — словом, опыт, который поможет быть успешным уже во взрослой жизни. Его не получишь в кружках, студиях, на улице.


Конечно, есть дети уникальные, которые на голову выше сверстников, и от этого никуда не деться. Но их единицы. И то, что для таких детей есть возможность развиваться в том темпе, который заложила природа, создать особые условия, — это прекрасно. Ведь не секрет, что школьные учебные планы составлены так, чтобы большинство учеников освоило программу. Но для кого–то она окажется проста, а для кого–то — сложна. И вот для меньшинства обязательно нужны индивидуальные подходы. Но тут взрослым важно не попасть в ловушку своих ложных ожиданий. Нужно ли настаивать на интенсивном обучении? Ребенок ведь не только учится в школе, в этот период жизни он еще и активно растет, и много энергии уходит именно на развитие организма»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter