Актер Игорь Петренко — в интервью «СОЮЗу»

У меня каждая роль — на коне

25 апреля в рамках 46‑го ММКФ выйдет в прокат военно-приключенческий фильм «Блиндаж», презентация которого только что состоялась в Бресте. Игорь Петренко сыграл в нем командира Красной армии Кравцова. Среди 65 ролей «российского Делона» наиболее яркие сыграны им в фильмах «Звезда», «Водитель для Веры», «Герой нашего времени», «Курсанты», «Тарас Бульба»...

Есть надежда на современное наше кино, которое вернется к советскому, где были душа, человек, гармония...
ВЯЧЕСЛАВ ПРОКОФЬЕВ / ТАСС

— Игорь, почему премьера «Блиндажа» была именно в Бресте?

— Здесь проходили Дни «Мосфильма», посвященные 100‑летию студии и 100‑летию белорусского кинематографа. В 2023 году руководство Брестского облисполкома заключило соглашение о сотрудничестве с правлением киноконцерна «Мосфильм», которое предусматривает предпремьерный показ в Бресте фильмов патриотической направленности.

— О чем лента?

— Это история двух друзей, которые во время раскопок находят засыпанный блиндаж. Спустившись в него, они переносятся в 1941-й и попадают в гущу событий.

— Герои «Блиндажа», как и персонажи «Мы из будущего», где вы снимались, попадают в 41-й и 44-й годы.

— Это фильмы для молодежи. Они учат уважать то, за что боролись наши предки. Фильм выходит в канун Дня Победы. Каждый май души погибших солдат возвращаются к нам, чтобы увидеть свою Родину, за которую отдали свои жизни.

— Где проходили съемки?

— Съемки «Блиндажа» проходили летом 2023 года в Псковской области, в лесах около поселка Ямм.

— Режиссер Марк Горобец сказал, что «Блиндаж» — это прежде всего история о людях и их отношениях.

— Юноши и девушки из 41-го ничем не отличались от сегодняшних: они так же хотели жить и любить, они не выбирали обстоятельства и не могли поступить иначе. Благодаря их мужеству живем и мы.

— В Москве прошла презентация восьмисерийного фильма «Адмирал Кузнецов», где вы (а у вас блистательно получаются роли военных) сыграли адмирала.

— Николай Кузнецов родом из самых низов, прошел через репрессии, но ему удалось взлететь, и взлететь очень высоко. За пару лет до войны он успел провести реформы, которые позволили советским морякам достойно отразить удары фашистов в первые дни войны. Одна из серий посвящена знаменитому полету бомбардировщиков Балтийского флота на Берлин в августе 1941‑го. Накануне нападения Германии Кузнецов принял меры по повышению боеготовности флотов, а в ночь на 22 июня отдал приказ о приведении их в полную боевую готовность. Все это позволило избежать потерь кораблей и морской авиации. 29 апреля 1939 года 34‑летний Кузнецов назначен народным комиссаром ВМФ СССР. Он был самым молодым наркомом и первым моряком на этой должности. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии Нахимовских училищ). В 1945-м участвовал в составе советской делегации в работе Крымской и Потсдамской конференций руководителей трех союзных держав.

Фильм «Адмирал Кузнецов» подтвердил, что у Игоря Петренко блистательно получаются роли военных.
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА / МОСТЕЛЕФИЛЬМ

— Как готовились к роли?

— Бывает, что большие знания только усложняют жизнь. Это состояние мне непонятно, я опираюсь на личный опыт. Когда изучал поступки героя, побывал в архивах. Он жил на стыке веков, сделал карьеру, пробившись с низов. В поступках героя я искал прежде всего человеческое.

— Где снимались морские сцены?

— В Новороссийске, корабль был реальным.

— Что для вас важно при создании роли?

— Держать масштаб личности. Понять, что является в ней стержнем. Не забронзоветь. Мой герой настолько сконцентрирован на деле, что не дает себе расслабиться. Главное его качество — умение принимать решения за «всю страну». Он знал, что может поплатиться. Вырос в непростое время, с раннего возраста должен был трудиться, чтобы помогать матери. Был честным по отношению к своему делу, любил свою родину. Это и спасло немало жизней. А еще нарком всегда защищает своих подчиненных. Так, он спас от гнева Ворошилова командующего Балтийским флотом Владимира Трибуца (его сыграл Алексей Макаров). У моего героя серьезные награды, за ними поступки.

— Как создавались костюмы для фильма?

— Было огромное количество немецкой формы — старались правдиво изображать события. Исторические фильмы сосредоточены на пехоте и авиации, в костюмерных очень мало формы морской — приходилось шить с нуля. От костюма многое зависит. Например, в спортивном костюме меняется походка.

— А морской китель к чему обязывал?

— Так сложилось, что в армии я не служил. Но я из семьи военнослужащих, и моя армия была дома. Родился в 1977‑м в немецком городе Потсдаме, где служил отец Петр Владимирович Петренко. Мама — переводчица с английского языка. С родителями ходил на выборы, играл в «Зарницу», в жизни были сострадание, дружба, подвиг.

— Вторая линия в сериале — семейная жизнь героя.

— Кузнецов вывозит из Севастополя свою первую супругу Наталью (ее играет Анастасия Микульчина. — Прим. авт.) с сыном Виктором в Москву, и она вынуждена жить рядом с его второй женой Верой (в исполнении Дарьи Урсуляк. — Прим. авт.).

— Любовный треугольник?

— Такая личность не может распыляться. Начались бомбежки Москвы — надо было эвакуировать родных. Одна женщина — жена, другая — боевой товарищ. В итоге два ангела-хранителя. Если война в доме, вряд ли победишь на фронте. Если бы в доме били посуду, ему было бы труднее. В семье все сплотились и вдохновляли его. С личной победы начинается победа страны.

— После окончания войны прошло 80 лет. Архивы открыты?

— Этим занимался главный продюсер Андрей Анохин, он же соавтор сценария. Все меньше становится неизбитого материала.

— Консультанты были?

— Сто консультантов дают сто советов. Не всегда была возможность к ним подойти. Приходилось самому додумывать сцены. Очень сжатыми были сроки съемок — 2,5 месяца. Долго дорабатывался сценарий.

— Какие фильмы вы бы порекомендовали детям?

— Я многодетный отец. Моя супруга ­—  Кристина Бродская. У нас три дочери: София-Каролина, Мия и Ева. Два сына (от актрисы Екатерины Климовой. — Прим. авт.) — Матвей и Корней. С девчонками сказки смотрим, советские мультфильмы. С мальчиками — так сложилось — я общаюсь вне семьи. У них свои дела, у меня — свои. Старшему Матвею написал список фильмов, которые он должен посмотреть. Когда я их вел на премьеру «Неба», волновался. Молодежь подсадили на аттракционы. Дети сказали: «Надо взять попкорна». Я напрягся. Кино нельзя смотреть с попкорном. Они поникли. Вышел из зала, купил попкорн, получите, но только смотрите внимательно. Через 15 минут они перестали жевать попкорн и фильм досмотрели в тишине. Есть надежда на наше кино, которое вернется к советскому, где были душа, человек, гармония. Сейчас красиво научились снимать, надо научиться молчать.

— Ваша известность началась с фильма «Звезда». За него вы получили «Нику» и стали лауреатом Госпремии РФ.

— Секрет «Звезды» — в лаконичности.

— А в Беларуси снимались?
— Минск стал для меня родным городом. Там мы над «Курсантами» Валерия Тодоровского работали, над «Чернобылем». Консультировался с отцом, который был ликвидатором, проводил замеры почвы.
— В «Тарасе Бульбе» вы обходились без дублеров, уверенно держались в седле.

— После «Звезды» почти в каждом фильме в прямом смысле я был на коне.

Татьяна Хорошилова

mosfaces@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter