О работе участкового инспектора

Тысяча и одна обязанность

О работе участкового инспектора

Нашего сельского участкового дядю Петю Минькова я запомнил на всю жизнь. Мотоцикл К–750 с коляской, блестящие хромовые сапоги, фуражка с лакированным козырьком. На своем участке, а это была вся территория сельского Совета, он знал любого и всякого. Кто как живет, кто чем дышит. Помню, у бабки Катерины пропала коза. Миньков отыскал ее за 10 минут. В сарае местного бобыля. Тот, видите ли, решил подоить животину — захотелось козьего молока. Коза была возвращена, бобыль получил внушение. Уже потом, повзрослев, я узнал: милиционер Миньков был строг, но протоколы составлял нечасто. Считал: проступок и правонарушение — разные вещи.


Позже, посмотрев фильм «Деревенский детектив» — первый из 4 об участковом Федоре Анискине, — я был поражен. Главного героя, ставшего в одночасье любимцем всего СССР, словно списали с Минькова. Такой же обо всех осведомленный, дотошный. Такой же строгий, но справедливый и даже сердобольный. Только гораздо старше (народному артисту СССР Михаилу Жарову, сыгравшему в «Деревенском детективе» Анискина, было 69 лет)...


У участкового инспектора Заславского отдела милиции Дмитрия Богданова блестящие служебные характеристики, на кителе — 4 медали, знак «Отличник милиции». Глядя на бравого, спортивного кроя 33–летнего старшего лейтенанта, я, конечно же, не мог не вспомнить его коллегу из далеких 50–х Петра Викторовича Минькова. Нашего Анискина. Не мог не вспомнить и не задаться естественным вопросом: в чем их сходство и в чем различие?


Схватка в лесу


Смеркалось. Но глаз моментально и профессионально выхватил из густеющей сутеми две фигуры на обочине дороги. Парни лет тридцати. Большая сумка. А главное — надпись Chicago Bulls на спортивном костюме одного из сумеречных путников.  Точь–в–точь как в ориентировке, полученной от дежурного.


Он не ошибся. Не успели милицейские «Жигули» затормозить, как парни брызнули в лес. Он поспешил за обладателем костюма с лейблом знаменитой баскетбольной команды из города Чикаго, штат Иллинойс, США. Только тот будто растворился в сосняке. Он остановился, прислушался. И даже не почувствовал, а как–то инстинктивно понял: вот–вот сзади обрушится распластанное в прыжке тело затаившегося за деревом преступника. Реакция была мгновенной и жесткой. Он буквально поймал противника на лету. Бросок через плечо. Болевой прием. И уже через секунду запястья нападавшего оказались в наручниках. Его попутчик, шокированный молниеносным задержанием подельника, сопротивления не оказал. В сумке, как и следовало ожидать, находились дорогие музыкальные инструменты, похищенные криминальным дуэтом... За безупречные самоотверженные действия Дмитрию Богданову тогда была объявлена благодарность и выплачена денежная премия. Не растерялся, блестяще сделал свое дело. Безусловно, благодаря специфической специальной подготовке, которую прошел когда–то в спецназе внутренних войск. Кстати, именно там 13 лет назад Дмитрий и решил стать милиционером. Потому что считал и считает: это профессия настоящих мужчин. А настоящие — те, кто готов в любую минуту защитить и помочь.


Начинал в патрульно–постовой службе. Младшим сержантом. Здесь же, в Заславле. Хоть родился в Минске, именно этот небольшой древний городок считает родным. Родители — строитель Анатолий Дмитриевич и воспитатель детсада Светлана Михайловна — переехали на новое место жительства, когда Диме было 6, а его младшей сестренке Наташе — 3.


Участковым инспектором стал в 2007–м. Уже в звании младшего лейтенанта. Окончив колледж по специальности «Правоведение». Таким образом, в нынешнюю должность Дмитрий Богданов вступил подкованным уже не только физически, морально, но и юридически.


По тонким Кладочкам


Эпизод с задержанием преступника, о котором шла речь, случай, конечно, яркий, емко характеризующий участкового Богданова, но, безусловно, исключительный. Обычно старшему лейтенанту приходится заниматься делами более прозаическими. Но не менее важными. Его участок — микрорайон Кладочки. Частные дома и коттеджи. Почти 4.000 жителей. В первый же день в новой должности поставил себе задачу: побывать в каждом доме, в каждой семье. На ее выполнение ушло несколько лет. Зато теперь он знает всех или почти всех (кто–то приезжает, кто–то уезжает). И его знают тоже. А кто не знает — в каждом магазине (их в Кладочках несколько. — Авт.) его фото и номер телефона. Звонят часто. Иной раз до курьезов доходит. Прошлым летом, к примеру, одна гражданка пожаловалась, что соседка травит ее огород «неизвестными ядохимикатами» — растения аж пожелтели! Поехал. Посмотрел. Действительно, растения желтые. Только соседка здесь ни при чем. Просто сама хозяйка огород... мало поливает. Однако большинство звонков и письменных заявлений, конечно же, по делу. Пьяные безобразия, семейные скандалы, хулиганские выходки... Но даже в таких случаях он не спешит с маху составлять протокол. Наказать человека — просто, сложнее, как говорится, направить на путь истинный. Сложнее, но нужнее. Пару лет назад его буквально атаковала звонками жена сильно пьющего человека. Мол, примите самые жесткие меры. Надоел! А он: «Подумайте. Знаю я его. Ну не совсем ведь пропащий. А три протокола — и ваш муж в ЛТП. У вас же трое детей. Кто их кормить будет?» Так повторялось несколько раз. И у пьяницы вздрогнула совесть. Закодировался. По сей день — ни капли.


Случай этот весьма показателен еще и потому, что дети для Богданова — особая статья. У него, как и у всякого участкового, тысяча и одна обязанность. Но если дело касается детей, любое другое он без колебания отложит на потом. И вот почему.


Главный итог


Среди многочисленных обязанностей участкового Богданова есть и такая. Раз в неделю он заступает на оперативное суточное дежурство. С напарником выезжает на вызовы, принятые в отделе. Однажды пришлось отправиться в дальнюю деревню. Ситуация банальная — пьяный буян. Накинулся на милиционеров с кулаками, едва те переступили порог. Богданов в секунду уложил ухаря на пол, надел на него наручники. И тут... С таким он не сталкивался никогда. Дом был загажен до такой степени, что подошвы прилипали к полу. Но самое ужасное — крохотная, как потом выяснилось, 4–месячная девочка в куче тряпья на этом самом полу. Вся — с ножек до головки — в испражнениях, с жуткими опрелостями, превратившимися в язвы. Пока Дмитрий ее остолбенело рассматривал, напарник обнаружил в соседней комнате еще одну девочку — 3 лет. Чумазая, худющая — кожа да кости, в грязном рванье. Она испуганно жалась к невменяемо


пьяной, храпящей на колченогом диване матери. Вызванная милиционерами «скорая» увезла девочек в больницу. Родителей доставили в отдел. А Дмитрий Богданов дал себе слово: на его участке никогда не будет страдающих детей. Над этим он бился 2 года. Причем прилагал все возможные и невозможные усилия, чтобы нерадивых мам и пап лишали родительских прав и забирали у них детей лишь в абсолютно безнадежных ситуациях: «Ведь какими бы они ни были, дети все равно их любят...» Своего Богданов добился. И считает это главным итогом шестилетней службы на должности участкового инспектора. Я с ним полностью согласен. Ведь в мире нет ничего более ценного, чем дети...


Дети, семья... У самого Богданова двое ребятишек. Данику — 7, крохе Вике — годик. Все свободное время — им. Выходные, отпуска. Прошлым летом с ребятишками и супругой Екатериной отдыхали в Болгарии. Солнечный берег, прекрасный отдых, чудесные воспоминания. Его дети, конечно же, счастливы. И он хочет, чтобы такими же счастливыми были все маленькие люди...


***


В чем же отличие заславского участкового инспектора Дмитрия Богданова от его коллеги дяди Пети Минькова из моего далекого детства? Если отбросить внешнее — форму, транспорт (хотя служебный старенький «жигуль» от К–750 с коляской ушел не особо далеко. — Авт.), — остается, пожалуй, одно. Юридическая подготовка. Она у Богданова все–таки посерьезнее. Но иначе и быть не может. Реалии жизни другие. Ну а в остальном... Все один к одному. И это, на мой взгляд, здорово. Потому что тот моральный и духовный стержень настоящего советского участкового, который так точно был обозначен в знаменитых фильмах про Анискина, сохранен. И стержень этот по–прежнему крепок.


Советская Белоруссия №219 (24356). Четверг, 21 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter