В Гродно автолюбители получили возможность сдать старые автошины за символическую плату

Тяните резину

Осень напомнила автолюбителям: пора «переобуть» машину в зимнюю резину. А что делать с лысой летней? Оставить в гараже, на даче, на СТО? Однако отработанные шины еще могут пригодиться и принести большую пользу. На Гродненщине это все лучше понимают и предлагают новые варианты избавления от изношенных покрышек.

резіна.jpg

Еще в 2007 году открытое акционерное общество «Красносельскстройматериалы» впервые в стране начало использовать старые покрышки в качестве топлива, установив новую линию по сжиганию резины. Чтобы не ухудшилась в поселке цементников и без того непростая экологическая обстановка, печь оборудовали высокоэффективными фильтрами. Насколько себя оправдывает шинное топливо? Заместитель генерального директора ОАО «Красносельскстройматериалы» Геннадий Найдюк уточнил:


— За час в печи сжигается около тонны покрышек, в месяц — 600 — 700 тонн. Таким образом, в одном печном агрегате из пяти замещаем приблизительно 10 процентов основного топлива. Любая организация может заключить с нами договор на поставку этого сырья. Правда, пока еще не готовы сжигать крупногабаритные шины. Для этого предстоит модернизировать линию.

Это выгодный, но не единственный вид переработки автомобильных шин. Почти 10 лет назад в деревне Пушкари неподалеку от Гродно открылось «резиновое» производство. Его особенность — механическое дробление старых колес. Эколог предприятия «Экологическая альтернатива» Бажена Якусик уверена, что это самый безопасный способ переработки шин:


— В прошлом году через наш конвейер прошло 8 тысяч тонн сырья. Конечный продукт — резиновая крошка. Из нее делаем покрытия, коврики, уплотнители, утеплители.


Любопытно, что предприятие не платит поставщикам за сырье. Наоборот, от них получает по 102 тысячи рублей за каждую сданную тонну. И с резиной проблем нет. В Пушкари везут покрышки не только из Гродненской области, но и из Минской, а также из столицы, где надо выложить за тонну в три раза большую сумму. «Экологическая альтернатива» готова даже послать свою машину в любой регион страны, взяв за доставку всего 300 тысяч рублей.


Вот такая своеобразная «резиновая» арифметика. В стороне от нее находились разве что автолюбители. Заставить их отвезти за город покрышки, да еще доплатить за них было невозможно. Просто так выбросить у забора или в лесу отработанную резину — значит нарваться на штраф. Вот и пылились колеса в гаражах да сараях, не принося пользы никому. Но и в этом вопросе наступили долгожданные перемены. Теперь автолюбители могут заработать на изношенных шинах. Сумма, конечно, смешная — 100 рублей за сданный килограмм, но, может, она подвигнет людей избавиться от хлама.


Три недели назад в Гродно впервые открыли два платных пункта по приему покрышек от населения. В удобном месте — возле мастерских шиномонтажа. Посетил одну такую точку на улице Тавлая. Большой очереди там не увидел, но приемщица сказала, что она ожидается с наступлением холодов, когда пойдет массовая замена колес.


Специально уточнил в ГАИ УВД Гродненского облисполкома: в начале 2014 года в личном пользовании жителей региона насчитывалось 509 тысяч автомобилей. Для сравнения: в январе 2007 года — около 310 тысяч. Это же сколько колес, даже если их менять раз в несколько лет! Двумя пунктами платного приема покрышек в Гродно и одним — в Лиде вряд ли обойдешься. Да и цену за килограмм, на мой взгляд, надо поднять в несколько раз выше. Чтобы автолюбители расходы на бензин могли покрыть.


Кстати, коммунальные службы Гродно тоже активно включились в процесс очистки территории от старой резины. Летом они скорректировали план по сбору и сдаче отработанных шин. Он увеличился в четыре раза, а за последние пять лет — в 25 раз. К концу 2014–го предприятиям городского ЖКХ нужно сдать 109 тонн покрышек.


А вот в Гродненском филиале коммунального унитарного предприятия «Гроднооблтопливо» неожиданно охладели к резине. Директор филиала Валерий Бондарик объясняет это высокой конкуренцией. Если еще 5 лет назад здесь заготавливали по 200 тонн покрышек, то на этот год запланировано лишь 60 тонн. Пока собрана только половина этого количества.

Комментарий 


Начальник Гродненской городской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Вадим Поляков:

— Проблема сбора шин актуальна, как, впрочем, и всего вторичного сырья. Наконец–то общими усилиями выработали единую схему. Теперь коммунальники тесно работают с гаражными кооперативами, очищают территорию от ненужной резины и дают объявления о том, где ее предварительно надо складировать. «Спецавтохозяйство» извлекает шины на свалке твердо–бытовых отходов, работники ЖЭСов очищают от них дворы, особенно в частной застройке. Подключилось и предприятие «Гроднозеленстрой». Много покрышек оно вывозит из лесопарковых зон. Поэтому то, что творилось лет пять назад и теперь, — огромная разница.

iosif_popko@mail.ru


Советская Белоруссия №201 (24582). Вторник, 21 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter