— Все, что ближе к Минску, пользуется стабильным спросом, удовлетворить который сейчас нереально, — констатирует заместитель начальника землеустроительной службы Минского облисполкома Владимир Гумаров. Основные препятствия: вокруг деревень и поселков, как правило, земли сельхозназначения, перевод которых в другую категорию возможен только по согласованию с Президентом. Кроме того, массивы, определенные под индивидуальную жилую застройку, следует прежде за счет бюджета обеспечить водой, электричеством и грунтовой дорогой. И с тем, и с другим, и с третьим есть сложности.
А обратилась в землеустроительную службу я совсем не случайно. В последнее время участились звонки в редакцию от молодых семей из минского пригорода, которые стоят в очереди и никак не могут дождаться вожделенного участка. Одна девушка на днях просто обрушила на меня град претензий:
— Зачем тогда нас обнадеживали, записывали в очередь, если землю не выделяют?! Предлагали пару раз участки где–то у черта на куличках, без коммуникаций! А у нас маленькие дети, хотим жить рядом с родителями в Боровлянах...
Следом обратилась группа многодетных семей, которым несколько лет назад предоставили безвозмездно землю в Минске, в районе бывшей деревни Цна. Места прекрасные, рядом лес и водохранилище, но вот беда: ни дорог, ни водопровода, ни электричества, ни газа. То есть в районе старой деревенской застройки все это имеется, но на том пустыре, который нарезали многодетным семьям, нужно строить. Причем за счет бюджета.
И представьте себе, это не единственный массив, где уже стоят практически готовые к заселению дома, построенные за счет льготных кредитов, но жить в которых невозможно из–за отсутствия инфраструктуры. Складывается впечатление, что государство, делая благое дело — обеспечивая нуждающихся в улучшении жилищных условий землей, но без коммуникаций, — загнало себя и новых землевладельцев в тупик. Где теперь взять столько денег на дороги и сети? И как остановить нарастающие потоки жалоб?
Предпринимаемые прежде законодательные ограничения оказались малоэффективны. Напомню, в стране действует восьмилетний запрет на продажу дома и земли, полученных по очереди нуждающимися в улучшении жилищных условий, после введения строения в эксплуатацию. Утверждены и жесткие сроки строительства: с рассрочками максимум 8 лет на возведение жилья под крышу. Это должно было отсечь как явления спекуляцию и долгострой. Однако практически никак не повлияло на спрос. А готовых участков с инфраструктурой и коммуникациями, тем более в Минском районе, нет. К тому же проблемы с ремонтом и реконструкцией уже существующих сетей то и дело дают о себе знать авариями. Пристоличным поселкам также нужны новые детсады, школы, клубы. Как быть?
Тут все совсем не так безнадежно, как может показаться на первый взгляд. У проблемы имеется обратная и очень любопытная сторона. Минский район уникален тем, что спрос на землю здесь высок не только в сельских исполкомах, но и на открытых аукционах, куда ходят граждане с тугими кошельками. Минимальная стартовая цена земельных наделов, выставленных на продажу в августе, — 60 миллионов рублей. Причем речь идет о далеко не престижных пустырях без воды и света за 30 — 40 километров от города. Кстати, на аукционы можно выставлять землю без коммуникаций. А то, что поближе, разбирается вовсе за фантастические деньги. Скажем, в Боровлянском сельсовете 29 августа в конкурентной борьбе пяти претендентов проданы 14 соток с подведенным электричеством в деревне Чертяж за 571 миллион рублей, или 55 тысяч долларов в эквиваленте. И это не предел. В деревне Лесковка в нынешнем году цены на участки достигали 900 с лишним миллионов рублей. В минувшем году пик цен зафиксирован в Лапоровичах и Валерьяново — до 1,2 миллиарда рублей! Могу интереса ради назвать среднестатистическую стоимость участка земли в Минском районе. Это несложно высчитать. С начала года на аукционах продано 268 участков на общую сумму 65,7 миллиарда рублей. 245 миллионов в среднем за каждый! В 2013–м продано 414 участков на более чем 76 миллиардов рублей. Обратите внимание: имеем практически 75% роста цен за год. Потому что свободных участков вокруг Минска все меньше, а желающих построить домик в деревне все больше.
Для области, это максимальные суммы. Смолевичский район, к примеру, за 83 участка выручил 9 миллиардов рублей, Дзержинский за 86 наделов — 8 миллиардов, Логойский — 3,1 миллиарда за 54 куска земли. Узденский и Воложинский — по 3 и 2 миллиарда соответственно. Все остальные — по миллиарду. Эти средства, конечно, идут на развитие инфраструктуры, сетей, коммуникаций. Но, учитывая, что проблем накопилось вагон и маленькая тележка и возможности исполкома строго ограничены бюджетом, решение видится еще и в организации встречного движения.
Можно, конечно, годами ходить в администрацию района и требовать: дай дорогу, электрические столбы и коммуникации! Однако куда эффективнее будущим жильцам коттеджных поселков объединиться и начать строить необходимые сети за свой счет, предлагая местной власти более конструктивное решение — помочь и присоединиться. Как говорится, 50 на 50. Предполагаю, что меня сейчас упрекнут: мол, многодетные семьи и так в кредитах. Да, но ждать у моря погоды и смотреть, как разрушаются готовые, но нежилые дома, тоже, согласитесь, далеко не перспективная позиция.
Кстати, и участки по очереди тоже можно выделять на таких условиях. Мы вам бесплатно землю, а вы, в свою очередь, поучаствуйте в строительстве ваших же коммуникаций. Может, тогда и процесс удовлетворения спроса граждан на места под Минском пойдет быстрее. И на аукционах обжитые земли с водопроводом и электричеством будут продаваться куда дороже. Вырученные деньги также можно направлять на развитие поселков. Ведь на самом деле бесплатной земли не бывает. Без сетей и дорог кусок почвы практически бесполезен. Жизнью его могут наполнить только коммуникации. А они нынче стоят немало. Вопрос только в том, кто будет платить?
Фото Александра РУЖЕЧКА.
Советская Белоруссия №172 (24553). Среда, 10 Сентября 2014.