Короткометражка «Туфельки» Константина Фама уже получила ряд престижных наград. Сейчас фильм номинируется на «Оскар». Лента создана при поддержке Министерства культуры Беларуси.
Константин Фам — гость «СОЮЗа».
— У фильма белорусский сопродюсер — Юрий Игруша. В Беларуси прошла и большая часть съемок: сцены на оборонном заводе, в брестском музее, в деревне Дудутки. Белорусы очень трепетно относятся к военной теме. Нам, например, был крайне необходим старый паровоз и отдельный путь для съемок, бомбоубежище, все это без лишних вопросов сделали белорусы.
— Для вас важно участие белорусов в создании фильма?
— Очень. Мой дед по матери из Беларуси, из Оршанской губернии. Родственники по матери погибли в войну. Меня всегда волновало отсутствие родственников со стороны мамы. Фильм и посвящен памяти моих родных... Сам я родился на Украине, учился в Днепропетровском театральном училище, на сценарном факультете ВГИКа. У меня есть сестра–скрипачка, преподает музыку, и пятеро детей. Я всегда хотел иметь большую семью.
— Как пришла идея фильма?
— Я впервые приехал в Освенцим, когда мне было 33 года. Я рыдал два часа у витрины, где горой лежат тысячи пар обуви... С тех пор каждый год езжу в Освенцим и считаю это место могилой моих родственников.
— Вы сказали, что многим обязаны своему другу Дмитрию Паршкову?
— Я поделился с ним своими переживаниями, и однажды он позвонил мне и говорит: «Слушай, я стою перед витриной с обувью, ты мне о ней рассказывал, и меня осенило: берем пару обуви — красные туфельки, модельные, с бантиком...» И меня будто током пронзило: ничего лучше нельзя было придумать. К утру я написал первый вариант сценария. Я поехал в Минск, где мои друзья. Они подключились.
— Свадебное путешествие героев фильма происходит в Париже. Как возник довоенный Париж?
— Из белорусского местечка Негорелое ходил прямой поезд до Парижа.
— А кто шил туфли?
— Их по фотографиям сделала Марина Шалима, мастер из Беларуси. Это дорогая ручная работа. Для съемок мы изготовили две пары красных туфелек: в кадре, когда они убегают от немцев, ломается каблук.
— В фильме нет слов, и особое эмоциональное настроение создает музыка...
— Музыку писал покадрово к уже смонтированному фильму талантливый молодой композитор Егор Романенко, аспирант Московской консерватории.
Татьяна Хорошилова
Советская Белоруссия №8 (24391). Четверг, 16 января 2014 года.