Как попасть в Брестскую крепость?

Цитадель в осаде

Как попасть в Брестскую крепость?...

Минувшей осенью в Бресте открыли новый мост через разделяющую город на две части реку Мухавец. Его воздвигли при строительстве Западного обхода города — дороги, соединяющей в перспективе два международных пункта пропуска: «Варшавский мост» и «Козловичи». Событие для Бреста, задыхавшегося в автомобильных пробках, значимое, поскольку теперь его транспортные пути разгрузились приблизительно на треть. Однако без ложки дегтя в бочке меда не обошлось: мост разместился аккурат напротив главного входа в Брестскую крепость, так что фактически вход в мемориал оказался закрыт.

Для тех, кто не в курсе, объясню. Попасть в Цитадель славы можно через три входа: два боковых — Холмские и Северные ворота и центральный — через «Звезду». Чаще всего, особенно на массовые мероприятия, когда в крепость тянутся тысячи посетителей, выбирается третий вариант. Так что «Звезда» — это не просто один из символов мемориала, а вполне функциональный объект. До постройки моста в него фактически упиралась одна из центральных улиц Бреста — проспект Машерова, сливающийся с трассой М–1, именуемой в народе «олимпийкой». Во время массовых мероприятий ГАИ даже перекрывало здесь движение, чтобы сотни гостей шли в крепость не только по тротуарам, но и по проезжей части.

Развязка перед мостом расположилась напротив бывшей парковки перед главным входом. Теперь привычный подъезд и даже подход к крепости перекрыт магистралью и металлическими ограждениями. Парковки остались только на проектах, как и пешеходный проход в крепость. Власти о проблеме знают, но просят потерпеть: мол, зимой в мемориал мало кто ходит. А вот заместитель директора музея обороны Брестской крепости Лариса Бибик приводит совсем другие данные:

— В конце декабря — начале января у нас как раз возрастает поток посетителей. В середине зимы их немного меньше, а потом опять увеличение. В праздники в день бывает до 5 тысяч экскурсантов. Люди идут постоянно. В ноябре, например, через музей прошли более 20 тысяч человек, а сам мемориал посещают еще больше людей. И, конечно, многие жалуются. Мало того что в крепость не идет общественный транспорт с вокзала, так теперь и главного входа нет. Все лето туристы ходили по песку и глине, пока шла стройка. Мост сдали, а пройти по–прежнему нельзя. Из–за всех этих досадных оплошностей Брестская крепость воспринимается посетителями совсем не так, как раньше. Транспорт сюда теперь едет по газонам, люди пешком идут в крепость мимо общественных туалетов. Мост был необходим, но о посетителях крепости не подумали.



По поводу неудобства для пешеходов председатель Брестского горисполкома Александр Палышенков объяснил: делать переход через проезжую часть этого перекрестка с интенсивным потоком автомобилей и шириной в шесть полос по правилам дорожного движения нельзя из соображений безопасности. Изначально планировалось построить подземный переход прямо под проезжей частью. Однако, по словам руководителя города, в этом месте очень высокий уровень грунтовых вод, и без строительства круглогодично работающей осушительной системы переход практически был бы в воде. Нашелся другой выход: на массовые мероприятия, по словам главного архитектора Бреста Олега Ляшука, магистраль будет, как и прежде перекрываться, а съемные ограждения можно временно убрать.

Что касается повседневного посещения крепости через центральный вход, то было принято решение построить дополнительный пролет моста. Под ним обустроен проход около 6 метров шириной, к которому можно пройти с левой стороны улицы Машерова. Есть в проекте и парковки для автомобилей и автобусов. Вот только сдать все это одновременно с новым мостом у города не получилось. Александр Палышенков сетует на финансовые трудности:

— Мы могли бы все сдать в комплексе. Но для этого нужно, чтобы Правительство вернуло нам в соответствии с указом Президента о строительстве Западного обхода 111 миллиардов рублей. Сегодня есть поручение Главы государства отдать долги по первой очереди Западного обхода — 45 миллиардов рублей. И их тоже не отдают. Исходя из тех средств, которые были, мы не распылили деньги на весь объект, а завершили мост. У нас по два часа в день стояли пробки! Но пустили мы мост с долгами перед строителями. Хотя в указе четко оговорено, что 75 процентов строительства Западного обхода покрываются из республиканского и 25 — из городского и областного бюджетов. Областной свои обязательства выполнил. Президенту о ситуации доложено. Есть докладная записка за подписью председателя облисполкома о том, что указ не выполняется. В данном случае, я считаю, мы поступили рационально. Не закопали деньги, а открыли движение по мосту. Сейчас надо отдать долг строителям — 45 миллиардов, а чтобы завершить проход, дополнительно вложить три — пять миллиардов. Было бы 10 миллиардов — сделали бы и проезды, и паркинги.

Досадно. Хотели как лучше, а получилось... Проектные картинки перспектив у главного входа в крепость впечатляют. А на деле строители едва доделали тот самый проход, о котором говорил руководитель города. Правда, попасть в крепость через него может разве что экстремал. Без асфальта, в грязи, окруженный со всех сторон строительным материалом и мусором... И даже тот, кто его отыщет и все–таки проберется, — на выходе наткнется на временные заграждения.

В общем, работ здесь до полного благоустройства еще непочатый край. В этом я убедился лично, побывав вчера на месте. И, пообщавшись с руководством города, строителями, а также горожанами, возмущенными сложившейся ситуацией, хочется задать резонный вопрос: неужели 10 миллиардов, которые сегодня нужны для решения вопроса, такая огромная цифра? Хотелось бы, чтобы благоустройство этого перехода и прилегающей инфраструктуры было завершено вместе с самим мостом. Тем более накануне празднования 70–летия освобождения Беларуси и Бреста, которые мы будем отмечать в будущем году. Понятно, что и без того немалый поток туристов к Брестской крепости заметно вырастет. И каково им будет пробираться сквозь горы строительного мусора и грязи к центральному входу в Цитадель?.. 

Советская Белоруссия №240 (24377). Пятница, 20 декабря 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter