На Алтае переиздали двухтомник воспоминаний земляка, командира партизанского отряда

Тропы войны Ивана Жолобова

У автора книги — особый дар изложения. «Под вечер мы вступили в зону «пустыни». Такого печального, я бы сказал, противоестественного зрелища мне никогда не доводилось видеть. Сотни потрескавшихся, почерневших русских печей. Трубы, бесцельно устремленные в небо. Ни одной хаты. Лишь кое-где длинные жерди, бывшие когда-то изгородью. Все поросло крапивой, полынью. Людей нет. Только бродят одичавшие ледащие кошки. Так здесь выглядят деревни. Лишь один раз на этой выжженной фашистами земле мы встретили человека. Бородатый, заросший старик одиноко жил в землянке на месте когда-то красивого хутора Шупейки.

Легендарный капитан Северный с внуком Антоном.

— Все ушли, — сказал он, — а у меня ноги плохо ходят. Живу один с кошками. Да вот телок подстреленный, приблудный. Какие в наших местах стада были! Теперь на всю округу один телок хромой.

Почти без паузы, указав на восток, сказал:

— Давно оттудова?

— Почему, дедушка, вы решили, что оттудова? — заинтересовался Борис.

— Мало ли примет. Да вот хоть эта, — старик указал на мою папиросу. — Давно не видал людей оттудова. Но чую, теперь скоро и сыны мои придут. Раз Гитлер так лютует — недолго ему осталось...»

Это отрывок из двухтомника воспоминаний «Тропы разведчиков» Ивана Жолобова, бывшего командира партизанского отряда особого назначения «Дружба», воевавшего в годы Великой Отечественной в тылу врага на территории Беларуси. Среди прочих боевых успехов подразделения 22 взорванных эшелона и 43 обезвреженных агента гестапо.

Уроженец Архангельской области, Иван Алексеевич Жолобов, кавалер ордена Красного Знамени и ордена Красной звезды, на Алтай прибыл в 1951 году. Здесь он 16 лет отслужил в местном управлении КГБ. Когда вышел в отставку в звании полковника, занялся мемуарами. Почетному сотруднику органов госбезопасности помогла его журналистская молодость — после школы он окончил курсы газетных работников в Архангельской совпартшколе, поработал в районной газете, поступил в Свердловский институт журналистики, но потом грянула война... Первый и второй тома «Троп разведчиков» вышли в свет в 1975 и 1978 годах. В новом издании 2023 года, вышедшем в издательстве «Алтай», постарались сохранить все как было, вплоть до предисловий.

Хроники тяжелых партизанских будней читаются на одном дыхании. У автора цепкая, щедрая на детали память и по-военному ясный, экономный слог, временами расцвеченный стилистическими изысками бывшего журналиста. Бывший фронтовик Жолобов смог сделать то, что далеко не всегда удается профессиональным писателям, — создать эффект присутствия. Читатель вместе с партизанами пробивается из «блокировки» крупных сил карателей, готовит заряд взрывчатки, пытается вычислить предателя, крадется в лесу, таится в засаде. Бойцы «Дружбы» и жители оккупированной Белоруссии предстают в мемуарах командира живыми людьми со сложными характерами, а не макетами, слепленными из лозунгов политпропаганды. Много места уделено описанию деталей партизанского быта.

Отряд выполнял поставленные перед ним диверсионные задачи, но иногда, пытаясь выручить попавших в беду братьев-белорусов, вступал в очень рискованные боестолкновения. Так случилось, например, когда «Дружба» ринулась на помощь участникам не до конца подготовленного восстания в 65‑м полицейском батальоне Дворецкого гарнизона. Отряд понес потери, оккупанты подавили восстание, но эта трагическая история в конечном счете сорвала попытку всеобщей мобилизации местных мужиков в «Краявую оборону».

«Дружба» оставила в Беларуси добрую память. 6 мая 1983 года в селе Дятлово Гродненской области, где летом 1944-го размещался штаб отряда, открыли мемориальную доску командиру партизанского отряда капитану Северному — такой оперативный псевдоним в тылу врага был у Ивана Жолобова. Его фамилию носит одна из улиц населенного пункта с более чем 500‑летней историей, имеющего ныне городской статус.

— Муж часто рассказывал, что белорус поделится с другом последней картошиной, отдаст последнюю, с ноги, обувь, а сам сплетет из лыка лапти и никогда не пожалуется, что живет в недостатке, — это, по словам мужа, черты национального характера белоруса в Принеманском крае, — вспоминала Нина Семеновна Жолобова, бывшая на открытии мемориальной доски.

Белорусский характер во многом был близок Жолобову. По воспоминаниям друзей, он был человеком спокойным, добрым, вдумчивым и надежным. Капитан Северный до конца жизни поддерживал теплые отношения с друзьями из братской советской республики, вел активную переписку, волновался за послевоенную судьбу однополчан.

Умер Иван Алексеевич Жолобов в 1982 году в Барнауле, за своим рабочим столом. Память о выдающемся чекисте увековечена в названии одной из городских улиц.

Сергей ЗЮЗИН.

rg-sergaz@mail.ru

Фото из личного архива.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter