Трамвай для мазохистов

Наверняка Виргиния Тарнаускайте, покидая директорское "камикадзевское" местечко в молодежном театре, не думала, что наступит время, когда вопреки всему захочется вернуться обратно.
Наверняка Виргиния Тарнаускайте, покидая директорское "камикадзевское" местечко в молодежном театре, не думала, что наступит время, когда вопреки всему захочется вернуться обратно. Пусть даже не в руководящее кресло, а всего лишь в качестве "приходящего" режиссера. Но час "Х" наступил, потянули-таки свет рампы и пресловутый запах кулис. Захотелось бывшему директору, которая всегда любила побаловать себя и зрителей собственными постановками, вновь размять в руках пластилин актерских возможностей. Таким образом появился в "молодежке" спектакль "Трамвай "Желание".

Пьеса - о судьбе, о трагедии человека, которого не приняло общество, - для постановки более чем непростая. Определяющий спектакль психологический надрыв требует от режиссера виртуозного мастерства, чтобы ходить по лезвию бритвы. А это не всегда заканчивается успехом: мало кому удается проникнуть в Уильямса настолько глубоко, чтобы передать философскую суть его драматургических размышлений. И в то же время чуть больше полувека назад именно это произведение прославило американского драматурга Теннесси Уильямса. Это-то и усложняет работу с пьесой: нелегко уйти от штампов, расставленных за 50 лет разными маститыми режиссерами. Но тем приятнее успех, если все-таки удается избежать многих банальных условностей, которыми обросла пьеса.

Виргинии Антановне с помощью известного театрального художника Зиновия Марголина, удивительно точно передавшего атмосферу спектакля в декорациях, хореографа Марины Дударевой, создавшей романтическое настроение "Трамвая...", удалось в общем-то ухватить Уильямса "за руку". Единственное, что все-таки не получилось у режиссера - удержаться на острие, то есть выдержать меру эмоций на площадке. Переусердствовала она в передаче истерично - сумасшедшей атмосферы. Это, как водится, захватило зал. Полагаю, не у одной меня во время спектакля было состояние, близкое к помешательству. Хотя, конечно, были и другие ощущения. И ими поделюсь...

Изумительно играет в спектакле дуэт Стелла (Валерия Лиходей) - Стенли Ковальски (Владимир Иванов). Они не просто обмениваются заученными фразами. Они настолько чувствуют друг друга, что разговаривают даже молча. И даже премьерная зажатость не помешала им немного поимпровизировать. А вот Анна Лаухина в роли главной героини Бланш Дюбуа совсем не впечатлила. Ее стиль игры совершенно отличается от манеры других актеров. На фоне реалистичных Стеллы, Стенли и других персонажей кукольная, бесчувственная героиня выглядит просто нелепо. Актриса не сыграла душевную трагедию, а показала ее накопленными годами штампами. Оттого она у нее получилась вся такая неказистая, скукоженная и жутко раздражающая. Увы, в театре становится модным подменять игру демонстрацией. Но реалистичный спектакль был, есть и остается реалистичным. А в нем демонстрация неуместна...

Хочу отметить и то, что не единожды приходилось удивляться безразмерности постановок молодежного театра. Знаю, что главный режиссер Виталий Котовицкий не раз после премьеры был вынужден "укорачивать ноги" своим детищам. Жалко, понимаю, но порой эта акция "урезания" просто необходима. В данном случае тоже не обойтись без нее: три часа "схождения с ума" - беспощадно по отношению к зрителю. Спектакль пока смахивает на зрелище для мазохистов. Но ведь их в зрительном зале куда меньше, чем рядовых любителей театра. По крайней мере, мне так кажется... И еще одно ощущение - любопытство: что еще в режиссерском портфеле? Хотя известна поговорка, что когда вагоновожатый ищет новых путей - трамвай сходит с рельс, мне все же думается, что театру нужно все-таки более настойчиво искать не только "свой" стиль, но и "свой" репертуар. Хотя у труппы может быть и другое мнение...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter