Традиция народовластия Беларуси: исторические корни и глубокий стратегический смысл

Традиция народовластия

Участие в выборах — залог и суверенного развития государства, и сохранения мира на своей земле

В стране полным ходом идет досрочное голосование на выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва и местных Советов депутатов двадцать девятого созыва. А в воскресенье, 25 февраля, впервые в истории Беларуси пройдет единый день голосования. Впрочем, говорить о новизне можно лишь относительно, скорее речь о настоящей преемственности. Ведь традиции народовластия на белорусской земле уходят корнями в глубокое прошлое.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— В основе народного единства — древнейшая в нашем государстве традиция народовластия. Свой исторический и политический статус мы вместе выбираем на референдумах и всебелорусских собраниях. Выбираем сердцем, сами, никто нам не диктует.

На форуме патриотических сил «Символ единства», 17 сентября 2021 года.

Вехи и вече

Правовая традиция Беларуси неразрывно связана с могучей романо‑германской правовой семьей, отмечает ряд историков. Огромное влияние на белорусское право раннего периода государственности (конца X — середины XIII веков) оказали византийская, сербская и болгарская традиции. В то время существовали три основных института власти: князь, княжеский совет и вече. Если князь являлся главой государства и носителем, выражаясь по‑современному, исполнительной власти, то вече — законодательной. Известно, например, что полоцкое вече утверждало легитимность князя. Без решения вече нельзя было ввести новые виды податей, объявить войну.

XVI век принес на Беларусь еще большее влияние идей античных теоретиков права и правовой философии: Платона, Аристотеля, Марка Туллия Цицерона. Первым обоснователем концепции права как справедливого воздаяния за преступления, гармонии между государством и личностью в нашей традиции становится Франциск Скорина. В предисловии к Библии он рисует собственную концепцию идеальной власти:  
просвещенная, гуманная и сильная власть монарха. При этом сам монарх должен быть мудрым и справедливым. И одновременно сильным и грозным, чтобы при необходимости встать на защиту права — и защитить свой народ как от внутренних врагов и преступников, так и от внешних.

Решения принимаются сообща

Непредвзятый и незаангажированный взгляд позволяет рассмотреть куда более интересные вещи. И в постановлении 1‑го Всебелорусского съезда, проходившего в 1917 году, и в конституциях ССРБ и БССР 1919, 1927 и 1937 годов мы увидим определенную преемственность. Фундаментальным принципом для всех, кто создавал белорусское национальное право в ХХ веке, было закрепление прав на самоопределение и государственность. Необходимость сохранения территориальной целостности страны, апелляция к ее историческому и культурному богатству и наследию. Да, в советских конституциях присутствовал классовый принцип. Вместе с тем во всех этих актах сквозной, стержневой идеей проходил принцип равенства всех перед законом — независимо от этнического и языкового происхождения. А также подчеркивалось фундаментальное право всех граждан страны на возможность реализации своей самобытности. Этим обусловлены и сохранение системы советов в нашей современной независимой стране, и неоднократное задействование института референдумов, и наличие двухпалатного Парламента.

Участники первого Всебелорусского народного собрания. 1996 год.

Существенным элементом народовластия можно смело назвать и активно практикуемое в современной Беларуси широкое общественное обсуждение законопроектов — еще одна форма белорусской самобытной модели развития. 

Так, в 2022 году в стране проходило широкое общественное обсуждение важнейших законопроектов «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» и «О Всебелорусском народном собрании». Политический аналитик, научный сотрудник Института философии НАН Петр Петровский по этому поводу отмечает:

— Это настоящая прямая форма народовластия. У меня нет примеров, чтобы подобное происходило на Западе. В то время как у наших западных соседей идет сворачивание институтов демократии, у нас все развивается совершенно в иной плоскости. В частности, имеется общественный консенсус по поводу нужности Закона «О Всебелорусском народном собрании» и самого органа — ВНС. Это говорит о том, что граждане ценят развитие и стабильность, которые у нас есть.

Причем подтвердить ценность мира и стабильности можно до воскресенья включительно. Для этого достаточно принять участие в голосовании на выборах депутатов Парламента и местных Советов — досрочном или в единый день голосования, 25 февраля.  


По сути, современная геополитика ставит перед белорусским обществом лишь два варианта решения. Отнестись ответственно к выборам, избрать достойных — и сохранить тем самым спокойствие и мир на белорусской земле. Либо проигнорировать важнейшую политическую кампанию года — и получить вторую Украину. Но в этом случае выбора, а то и жизни, скорее всего, у большинства уже не будет.

Гражданское согласие

Особо стоит отметить Всебелорусское народное собрание, которое проводится в стране с 1996 года. На сегодняшний день состоялось шесть ВНС (предыдущее — 11 — 12 февраля 2021‑го). Уникальной особенностью седьмого станет его принципиально новый статус. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Конституцию по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года, Всебелорусское народное собрание стало конституционным органом. Компетенция, порядок формирования и деятельность ВНС определяются главой 3 — 1 Конституции и законом.


Всебелорусское народное собрание — высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.
Срок полномочий Всебелорусского народного собрания составляет пять лет. Заседания проводятся не реже одного раза в год. ВНС наделено правом утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности; утверждать программы социально‑экономического развития страны, заслушивать Премьер‑министра об их выполнении. ВНС наделено правом законодательной инициативы. Решения его являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

— Преимущество Всебелорусского народного собрания в том, что только оно способно объединить все политические силы: власть и гражданское общество, в том числе политические партии независимо от идеологии, молодежь и пенсионеров, рабочих и интеллигенцию, частный бизнес и представителей госструктур, — говорит доктор исторических наук, доцент, заведующий Центром истории Беларуси конца XVIII—XXI веков Института истории НАН Беларуси Николай Смехович. — Ни один другой политический институт на это неспособен.  
Плюс ВНС и в том, что только оно может взять на себя ответственность за дальнейшую историческую судьбу государства, способно сохранить мир, единство и согласие в Беларуси.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виталий Пунченко, заместитель директора Белорусского института стратегических исследований:

— Важно формирование прочного национального иммунитета, основанного на исконных ценностях, исторической правде, активной гражданской позиции молодежи. Необходимо создавать условия для конструктивной активности молодых людей — сначала социальной, затем и политической, слушать молодежь, вовлекать ее в проекты будущего.

Любое внешнее воздействие обречено на провал, если нет основы для «цветной революции» внутри страны. Соответственно, возможно вывести и формулу противодействия. Во‑первых, национальный иммунитет — воспитание молодого поколения на исконных народных ценностях, почитании исторической правды. Во‑вторых, знание противника и его методов, моделирование эволюции технологий, противопоставление им собственных нарративов, прежде всего при работе на внутреннем поле. И в‑третьих, баланс интересов личности, общества и государства. Знание общества, в котором мы живем, его восприятие как полноценного и полноправного субъекта, нуждающегося не только в защите, но и в стимулах к развитию.

Валерий Байнев, профессор БГУ, доктор экономических наук:

— Надо четко понимать, что на Западе истинной демократии давно нет. Соединенные Штаты наглядно показывают всему миру это, превратившись из оплота демократии в оплот тоталитаризма. Там власть олигархии, сверхкрупного капитала. При этом суперолигархические структуры совершенно не приемлют страны, в которых еще осталась демократия.

Предстоящее Всебелорусское народное собрание — как раз проявление самой что ни на есть прямой и непосредственной демократии. Неудивительно, что наши «беглые» на Западе немедленно «переобуваются» и начинают вести атаку на подлинную демократию, настоящее народовластие, неприемлемое для крупного капитала. По сути, попытки дискредитации ВНС — это политический заказ на уничтожение народовластия на планете.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter