Как бороться с чрезмерной автомобилизацией Минска

Тормоза на дороге не валяются

О проблеме всеобщей автомобилизации
Расхожая ильф-петровская фраза «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» за последние десятилетия совершенно утратила свой ироничный оттенок. Теперь это констатация проблемы. Беспристрастная статистика такова: в Минске сегодня зарегистрировано около 800 тысяч машин. То есть примерно по 400 авто приходится на каждую тысячу жителей, или немногим меньше одной машины на двух горожан, включая младенцев и глубоких стариков. По уровню автомобилизации мы уже обогнали и многие города Западной Европы, и Москву, и Киев. В самом по себе таком лидерстве нет ничего плохого. Беда в том, что оно тянет за собой высокий риск сравняться с другими мегаполисами и по загруженности дорог.


Специальный сервис, запущенный в нашей стране компанией «Яндекс» в прошлом году, уже несколько раз отмечал девятибалльные (при максимуме 10) пробки на столичных улицах. Конечно, рассасывались они не в пример быстрее московских или киевских, да и вызваны были объективными причинами — непогодой вроде мощнейшего снегопада или безостановочного ливня. Но вот он, первый, как говорится, тревожный звоночек. Не нужно быть великим аналитиком, чтобы понять: если машины на минских дорогах и дальше станут прирастать с такой же скоростью, то город неизбежно перестанет справляться с автомобильным потоком. И поскольку всякую болезнь легче предотвратить, чем после долго и упорно лечить, то искать рецепты от чрезмерной автомобилизации нужно уже сейчас.


Так вопрос ставится во всем мире. Речь идет именно о том, чтобы каким–то образом переключить внимание горожан с автомобилей. Переубеждать действительно есть кого: более половины (51%) всех поездок в Минске приходится именно на личный транспорт. Между тем весь транспорт в прошлом году дал примерно 160 тысяч тонн вредных выбросов — примерно 85% от загрязнений воздуха! Если же хотя бы часть горожан отказалась всего лишь от ежедневного использования личной машины, то это мало того что улучшило бы обстановку на дорогах, так еще бы и серьезно снизило экологическую нагрузку. Здесь ставку надо делать не только на гражданское самосознание, но и на банальное умение считать деньги в своем кошельке. Мнение специалистов из Белорусской организации экспертов и сюрвейеров на транспорте: пользование машиной должно быть отягощено экономически.


В самой отдаленной перспективе речь идет о платном въезде в центр Минска — мера действенная и распространенная во многих мегаполисах. Впрочем, если здесь обсуждения еще впереди, то платным парковкам в центре города однозначно быть. Уже 1 сентября заработает принципиально новая — на улице Гикало, рядом с ЦУМом. Никаких неизвестных личностей в оранжевых жилетах, распихивающих деньги по карманам. Оплатить парковку можно будет через паркомат, принимающий наличные, отправленное на специальный номер sms-сообщение или USSD–запрос, соответствующее приложение для смартфонов или посредством парковочной карты. Все прозрачно и просто. Несложно будет и проверить, действительно ли оплата произведена. Контролеру достаточно ввести номер авто в программу на планшете, а после, если понадобится, сфотографировать на него машину. Стоит «зайцем»? Тогда владелец вскоре получит «письмо счастья» с причитающимся штрафом. В перспективе платные парковки распространятся внутри всего второго транспортного кольца Минска.


Конечно, уверены эксперты, это не панацея от побочных эффектов всеобщей автомобилизации, однако в сочетании с другими факторами такая мера подтолкнет автовладельцев сделать лишний раз выбор в пользу общественного транспорта. Или хотя бы не колесить по городу одному. Сегодня во всем мире набирают популярность сайты, позволяющие найти себе попутчиков по чаще всего регулярному и каждодневному маршруту. Аналог под названием carpool.by несколько лет назад появился и у нас. Суть идеи очень проста: зачем ездить на работу и обратно в одиночку, если рядом наверняка живут несколько человек, которым с вами по пути? Такой собранной через сайт командой можно передвигаться на одном автомобиле вместо трех–четырех. Впрочем, необязательно знать это хитрое слово «карпулинг», чтобы подбросить несколько коллег до работы. Наши компании уже начинают стимулировать таких дружелюбных сотрудников. Для них всегда свободно место на парковке, в то время как гордым одиночкам предлагается искать стоянку самостоятельно.


Никто не говорит, что автомобиль — роскошь, но вот пользоваться им в городе каждый день и по любому удобному случаю нынче действительно сродни безудержному транжирству. Иначе из средства передвижения машина превратится в хронический тормоз, застревая, увязая и томясь в бесконечных пробках.


akostyukevich@sb.by


Советская Белоруссия №161 (24542). Вторник, 26 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter