2 февраля любители природы отмечают Международный день водно–болотных угодий

То, что все кулики хвалят

2 февраля любители природы отмечают Международный день водно–болотных угодий...

Если в начале февраля вас кто–нибудь поздравит с праздником болота, не удивляйтесь. Для этого есть важный повод — каждый год 2 февраля любители природы отмечают Международный день водно–болотных угодий. Этот день празднуется с 1971 года, когда в Иране в городе Рамсар под эгидой Организации Объединенных Наций была подписана конвенция — договор между странами о сохранении болот и водоемов, важных для мигрирующих птиц.

Международный статус — Рамсарская территория — получают болота и водоемы на любом континенте нашей планеты, если они дают приют для 20.000 водоплавающих птиц.


Это было очень правильное решение — сохранять такие угодья.


Представьте судьбу тысячных стай лебедей, гусей, уток, куликов, которые дважды в году — весной и осенью — пересекают континенты. Они летят, не зная границ. Но каждый раз, устав от перелета, они должны где–то остановиться на отдых. Тысячи лет они стремятся к знакомым озерам, старицам, рекам и болотам, и те дают им укромные места для отдыха, гнездования и зимовок.


А теперь представьте, что часть болот или водоемов из этой важнейшей природной системы люди осушили. И перед птичьей стаей внезапно открывается картина исковерканного бульдозерами черного поля. Где им отдохнуть? Хватит ли им сил долететь до другого водоема?


Водоплавающие птицы — это утки, гуси и лебеди. Неужели, спросите вы, целая конвенция посвящена сохранению только уток и гусей? Не только. Она сохраняет всех птиц, связанных с водоемами. А это — и аисты, и журавли, и чайки, и чомги, и лысухи. Кроме того, Рамсарская конвенция охраняет и нерестилища рыб, и редкие растения, и околоводных зверей. Правильнее сказать, она охраняет биологическое разнообразие самых важных болот и водоемов планеты Земля.


Медведь на болоте


А теперь давайте перейдем к болоту — праздник у нас посвящен не просто водным, а водно–болотным угодьям! А еще вспомним, что своим появлением он обязан... птицам! Они здесь отдыхают, кормятся... И, самое главное, выводят птенцов!


Обычно болотом называют территорию с избытком влаги, но без сплошного зеркала воды на поверхности. Издавна для человека болото было местом, где можно провалиться, утонуть. Страшным местом. Все это так. Болото — не для увеселительных прогулок.


Это особая, удивительная природная экосистема. Сегодня для планеты Земля болото — неповторимый и чрезвычайно хрупкий мир.


Болота — особая ценность для Беларуси. Потому что нигде в Западной Европе нет таких обширных и разнообразных болотных систем. Площадь отдельных болотных массивов достигает 110 квадратных километров.


Из всех болотных птиц самые знаменитые — кулики. Помните: «Всяк кулик свое болото хвалит»?


Кулики разные бывают. Кроншнепы отличаются от других куликов изогнутым книзу клювом. А средний — от своих собратьев еще и полосатостью на темени. Кстати, на белорусском болоте Заозерье в Могилевской области находится самое южное место гнездования этого северного кулика.


Дупель — кулик среднего размера (чуть больше скворца) на сравнительно невысоких для кулика ногах и с очень длинным клювом. Знаменита эта птица своими токами. Самцы собираются после захода солнца группами, чтобы сражаться друг с другом и петь. Токуют до рассвета...


На дупеля еще совсем недавно охотились, а сегодня он отнесен к глобально исчезающим видам птиц Европы. Очень важно, чтобы места, где дупель токует, сохранялись.


На пеньке устроился брат–близнец дупеля — бекас. Единственная птица, которая умеет петь... хвостом! Весеннее блеяние–токование бекаса над болотом — одно из замечательных явлений нашей природы. Но при помощи хвоста бекас издает звуки только в воздухе. А сидящая птица покрикивает банальное «тике–тике...»


Чибис — тоже болотный кулик. Это потом он перекочевал к нам на поля. Настоящая родина его — болото!


На болотах гнездится орел–змееяд, болотная сова — самая «дневная» из всех сов и бородатая неясыть — самая заботливая мама среди всех пернатых хищников.


Болотные массивы — последние убежища для бурых медведей в наших широтах. Не зря же их больше всего в Березинском биосферном заповеднике. Ведь здесь 60% территории — болота! Представьте, что такой громадный зверь может наесться здесь клюквой!


Считается, что волки — лесные звери. На островах среди болот они обычно устраивают свои логова. Именно там рождаются и растут волчата. Потому что нет места укромнее, чем болото.


Да. Конечно же, все это — обыкновенное чудо. И название ему — живое болото!

Берегите легкие


У нас в Беларуси 7.055 болот. И каждое имеет свое имя. Когда–то наши предки «крестили» каждое из них. Как только ни называли: Темное Болото, Страшный Мох, Черный Вир, Топило, Заклятовка, Славное, Веселый Остров, Ясная Горка, Буслов Борок, Зайцев Угол, Волково, Медвежий Мох, Змеевка.


Однако чаще всего нарекали болота именем Мох. Всего их (Мхов) в стране более 500. У многих славян «мох» и «болото» — одно и то же. Болото — от прославянского БОЛТО, славянского БЛАТО, литовского БАЛТАС — белый. Отсюда, кстати, и название моря — Балтийское.


А еще десятки названий только у белорусов: багна, дрыгва, твань, дрыззя, дыхля, грузавина, вырь, рудава, коржава...


Рост — сокровенное свойство живого. Растут трава и дерево, растут бабочка и зубр, растем и мы с вами...


Растет и болото, но как! Совсем по своим законам. Рост болота — неторопливая поступь зеленых легионов, путь которых — через тысячелетия. Болото растет вверх со скоростью примерно 1 миллиметр в год. У него достаточно времени, спешить ему не пристало. 1 метр торфа — за каждые 1.000 лет жизни.


Именно на этой торфяной подушке живут обитатели болот. Условия здесь не самые лучшие. Торф насыщен водой и почти не содержит кислорода. Беден он минеральным питанием. Неудивительно, что выживают лишь немногие растения. В первую очередь — сфагновые мхи. Это они образуют сплошной болотный ковер, по которому так тяжело ходить. Засасывает. Из деревьев тут может расти только сосна.


А еще болота — настоящие легкие планеты. Жизнь на Земле есть, пока есть кислород. Кислород будет, пока существуют растения. Зеленая ветка на свету и сейчас, как миллион лет назад, способна превращать мертвый воздух в живой, пригодный для дыхания.


Вот так начинали мы с мест отдыха для гусей, а закончили легкими планеты. Не зря все–таки люди празднуют Международный день водно–болотных угодий. Мы сохраняем болота, а, значит, сохраняем жизнь на земле.


Игорь БЫШНЕВ, кандидат биологических наук.


Советская Белоруссия №20 (24403). Суббота, 1 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter