Как проходит второй этап прослушиваний на V Республиканском конкурсе "Маладыя таленты Беларусi"

Тише, идет прослушивание

Как проходит второй этап прослушиваний на конкурсе "Маладыя таленты Беларусi"
«Почему мой ребенок не прошел в следующий тур?», «У нас было идеальное выступление, а нас засудили!», «Призы дают только своим» и, наконец, громкое и возмущенное «Да здесь все куплено!» — типичный набор претензий к профессиональным экспертам по итогам любого детского конкурса. Корреспонденту «СБ» довелось поучаствовать в работе жюри V Республиканского конкурса «Маладыя таленты Беларусi» в качестве одного из судей и своими глазами увидеть, что происходит в кулуарах.


Звездный старт для музыканта, юного или взрослеющего, — участие в каком–либо серьезном конкурсе, позволяющем заявить о себе. Если повезет, то и громко. «Маладыя таленты» подходят для этого как нельзя лучше: во–первых, смотр престижный, не менее чем отбор на «Евровидение», во–вторых, в цене не только эстрада. Хотя традиционно наибольшее число заявок подается в категории эстрадного вокала — всем хочется проснуться знаменитыми.

Тем не менее есть номинация для академических музыкантов–инструменталистов и «Спадчына», предполагающая работу с фольклором, акцентирует внимание Татьяна Якушева, зав. отделом музыкальных программ главной дирекции Первого Национального канала Белорусского радио и автор проекта:

— Правда, мы не можем себе позволить дифференцировать конкурс по конкретным инструментам, так что среди классических музыкантов получается своеобразное состязание личностей, но это дает в итоге очень интересный результат. Фольклорная номинация предполагает исполнение аутентичной музыки или обработку народных мотивов. В этом году по всем номинациям мы получили 310 заявок, и 153 претендента прошли во второй тур, так что жюри придется потрудиться.


Состав экспертов весьма разнородный. Компанию таким признанным мэтрам эстрады, как народные артисты Александр Тиханович, Эдуард Ханок и председатель жюри Эдуард Зарицкий, составили известная оперная певица Анастасия Москвина и Валентина Ольшанская, которую хорошо знают любители народной песни. Таким образом, свой заступник при необходимости окажется у каждого участника, в какой бы манере он ни выступал. Впрочем, никаких мифических закулисных договоренностей наблюдать не пришлось. Судьбы вершатся обычным голосованием: за или против. Побеждает большинство.

Председатель жюри композитор Эдуард Зарицкий, с которым мы побеседовали во время короткой передышки, заметил:

— Основная проблема большинства конкурсов в том, что их победители нередко исчезают в никуда. В случае с «Маладымi талентамi Беларусi» такого не происходит. Многие лауреаты прошлых лет впоследствии были отмечены стипендиями специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, например.


Сидя за столом жюри, конкурсантов воспринимаешь иначе. Играет здесь буквально все, начиная с подбора костюма, создания образа, жестикуляции, заканчивая выбором песни и аранжировкой. Малейшие нестыковки, несовпадения — и в списке напротив фамилии участника бестрепетной рукой выводишь минус, на ходу помечая, что тебя покоробило. И ни вокальные ухищрения в стиле «кто громче крикнет», ни богато отделанные платья не помогут спасти положение. Некоторые участники проигрывают сразу, не успев открыть рта, — достаточно безвкусного наряда. Других губят непрофессиональные аранжировщики.

О, аранжировщиков в жюри ругают с особой страстью, и послушав выступающих час–полтора, вполне проникаешься общим возмущением. «Неужели так трудно не обрывать музыку сразу, одновременно с тем, как ребенок перестает петь, а проиграть лишние пару тактов?» — вполголоса возмущается Эдуард Зарицкий. Александр Тиханович в унисон сокрушается, что мало кто способен не показывать на полную катушку свою креативность, а дать ребенку возможность раскрыться:


— Работа аранжировщика должна быть филигранной! Дети приходят нередко очень талантливые, но песни подводят. Аранжировки сделаны так, что нижние ноты у ребят пропадают, забиваются. А минусовка должна всегда оставлять главное место для вокала, и уже потом идут инструментальные красоты. Кроме того, большинство педагогов делают одну и ту же ошибку: забывают, что конкурсант должен показывать свои возможности, а не наоборот.

В финал проходят действительно достойные — после споров членов жюри, расходящихся с усталостью на лицах, когда давно стемнело. А завтра снова в бой — новые конкурсанты, другие возрастные группы, и каждый мечтает, чтобы именно его выбрали и назвали лучшим.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 225 (24855). Пятница, 20 ноября 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter