Знакомьтесь: Африд Макс Эбонг Нгоме – лучший футболист Беларуси 2023 года

Темный парень со светлой головой

Болельщики из числа тех, кто постарше, хорошо помнят, как во время чемпионата Европы — 1988, в финале которого встретились сборные СССР и Голландии, восхищаясь действиями Рууда Гуллита и Франка Райкаарда, комментировавший матч Владимир Перетурин выдал перл, навсегда ушедший в народ. «Посоветую нашим женщинам искать для своих будущих детей отцов из Суринама», — бросил в массы журналист, намекая на текущую в жилах звезд голландского футбола кровь. Несмотря на уже начавшуюся перестройку и гласность, случился скандал. Однако слова мэтра оказались провидческими.

На торжественной церемонии «Звездный мяч» награду лучшему футболисту страны 2023 года получили мама и дедушка Макса Эбонга.

Мавр сделал свое дело

В те времена даже в ведущих европейских сборных еще не процветала буйным цветом мультинациональность, которая захватила современный футбол целиком и полностью. Команда Франции, например, сегодня представляет собой своеобразный филиал Африки на футбольном поле — выходцы из десятка стран Черного континента ударно куют славу для потомков Раймона Копы и Мишеля Платини. Недалеко отстали и другие сборные Старого Света: Англия, Италия, Германия, Бельгия… По родословным ее представителей можно успешно изучать мировую географию, кого там только нет! Первая ласточка появилась и в сборной Беларуси. Африд Макс Эбонг Нгоме, или попросту Макс Эбонг, заявил о себе уже давно, но нынешний год стал для него триумфальным: 24‑летнего полузащитника, защищающего цвета казахстанской «Астаны», признали лучшим игроком страны. И это более чем справедливо: на поле Эбонг выделялся не цветом кожи, а исключительно яркой игрой и неординарными действиями.

Специалисты говорят, что у Макса замечательные футбольные гены — он взял лучшее от своих предков: отец — камерунец, мама — белоруска. 

Ловкий, координированный и пластичный. Ну и, конечно, целеустремленный. Это главное качество, без которого все остальные обнуляются и превращаются в ничто. Волю, характер и трудолюбие воспитали в парне непростые обстоятельства тяжелого детства, через которые будущему лучшему футболисту страны пришлось пройти.

Макс Эбонг родился в Витебске. Его отец приехал в Беларусь для учебы в Витебском государственном медицинском университете, где познакомился с мамой футболиста. Была любовь, родился сын. Дальше — банальная история расставания: они остались, он уехал. Папа‑камерунец сегодня проживает в Москве, но с сыном почти не видится, хотя сам Макс признался как‑то, что обиды на отца не держит. Это тоже, согласитесь, многое объясняет в его натуре — незлобивой и цельной.

Бедность не порок

Футбол пацану нравился всегда, и все свободное время он проводил на улице с мячом. Во втором классе попал в СДЮШОР «Комсомолец», где занимался у Владимира Войтеховича. Эту историю вполне обыкновенного и счастливого существования делает особенной тот факт, что семья, в которой воспитывался мальчишка (а это мама и дедушка), скажем мягко, не шиковала. А если называть вещи своими именами, едва сводила концы с концами. 

Доходило до того, что в квартире за неуплату регулярно отключали электричество, газ и горячую воду, еду приходилось готовить в подвале, спортивную обувь для тренировок мальчишке доставал его тренер, равно как и помогал добираться на занятия — средств на это тоже часто не находилось. 

Специальная комиссия грозилась забрать Макса из семьи в интернат, но при этом о своей маме и дедушке нынешняя звезда белорусского футбола отзывается с невероятной теплотой, утверждая, что именно они дали ему путевку в жизнь. Первая татуировка, которую сделал Макс Эбонг еще в юношестве, посвящена как раз матери. И ей, и дедуле лучший игрок Беларуси помогает сегодня, чем может, а средства на это у него теперь имеются.

Между Прокопенко и Белькевичем

В 2016 году Макс Эбонг был зачислен в молодежный состав солигорского «Шахтера», и именно этот момент можно считать началом его большого пути. Тогда в клубе очень хорошо умели рассмотреть талант и работать с молодежью, а Эбонг трудиться всегда хотел и ветра в голове не имел. В те годы директор клуба «Шахтер» Юрий Вергейчик лично договаривался о переезде юного таланта из Витебска и говорил, что было заметно сразу: парень в футболе добьется успеха. 

Без мяча его практически не видели: все после тренировки разойдутся, а он остается — мячом жонглирует, по воротам бьет. 

В 19 лет дебютировал в основном составе и на поле не потерялся. Получил вызов в молодежную сборную, а в 20 дебютировал в национальной.

В игре он не боится брать на себя инициативу и моментально принимает решения, умеет быстро думать и ориентироваться. Вынослив. Отлично видит поле. В этом компоненте его даже сравнивают с легендарным Александром Прокопенко, говорят, что голова у Эбонга, будто на шарнирах — все время крутится во все стороны, ничто не ускользает от его внимания. Пластика и координация Эбонга — отсылка к другому культовому персонажу белорусского футбола, неподражаемому Валику Белькевичу. Утверждают, у них тоже есть похожие черты и одинаковая манера.

Говоря откровенно, «Астана» далеко не потолок для Макса Эбонга. Он способен и готов играть на более высоком уровне. Ведущие клубы российской премьер‑лиги, такие как «Краснодар», «Спартак» или «Локомотив», ему вполне подошли бы. В чемпионате Испании или Франции белорусский темнокожий парень со светлой головой тоже как минимум не затерялся бы. Впрочем, у него еще все впереди. В сборной Беларуси — тоже. И быть может, именно Макс Эбонг в статусе капитана команды выведет ее однажды в финальную стадию чемпионата мира. Во всяком случае в это очень хочется верить.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter