Своя колея

Не секрет, что материально–техническая база профессиональных лицеев сельскохозяйственного производства оставляет желать лучшего...

У Валерия Парахановича, механизатора сельскохозяйственного производственного кооператива «Крошин» Барановичского района, десять лет водительского стажа. За рулем какой только техники он не сидел: от старенького МТЗ до мощнейшего «Джон Дира»! Валерий — самоучка. Признался мне, что большую часть имеющихся в «Крошине» сельскохозяйственных машин осваивал самостоятельно: где более опытные механизаторы помогали, где приезжающие в СПК дилеры подсказывали, как обращаться с современными агрегатами.


— Учиться мне и учиться еще, — считает Валерий. — Новая техника приходит каждый год. Вот каждый год и переучиваюсь... А куда деться?


И это говорит один из лучших механизаторов передового предприятия! Казалось бы, молодые трактористы и комбайнеры, приходящие в хозяйства из профессиональных сельскохозяйственных лицеев, должны быть на порядок выше. Пусть опыта мало, зато с новой техникой и передовыми технологиями наверняка знакомы. Они и знакомы, но... понаслышке.


— Приходит молодой механизатор, и я его сразу отправляю учиться. Хорошо, если он последние модели «Гомсельмаша» или МТЗ видел. А у меня «Мега», «Лемкен», «Джон Дир», — перечисляет председатель СПК «Крошин» Владимир Щербацевич.


Руководитель хорошо знаком с проблемой. Ежегодно в «Крошин» приходят 6 — 8 выпускников сельскохозяйственных профессиональных лицеев. Нареканий на уровень их подготовки, как правило, нет. Беда в том, что современную технику они видели лишь на картинках.


Не секрет, что материально–техническая база профессиональных лицеев сельскохозяйственного производства оставляет желать лучшего. В расположенном неподалеку от Барановичей Новомышском лицее мне продемонстрировали десятки машин, которые на полях страны уже трудно найти в силу возраста. Правда, два года назад лицей по лизингу получил комбайн «Полесье» производства «Гомсельмаша» и несколько МАЗов, чему директор лицея Дмитрий Сарахман очень рад. Учебному заведению, которому в этом году исполняется 65 лет, есть чем гордиться. Его выпускники не раз побеждали в конкурсах профессионального мастерства, становились лучшими механизаторами не только области, но и страны. Учащиеся занимаются в светлых аудиториях. Есть в лицее несколько компьютерных классов, мастерские. Достаточно земли для обработки, солидный машинный парк. Обновить бы вот только его...


— Понимаю, что обеспечить каждое учебное заведение, подобное нашему, новейшей техникой невозможно. Таких лицеев только на Брестчине — 9. Но можно создать один центр, на базе которого ребята будут проходит практику. Можно передавать нам технику на зиму, когда в хозяйствах она не нужна. Можно учащихся отправлять на практику не ранней весной, когда работы на селе практически нет, а летом — в страду, чтобы осваивали азы профессии в полевых условиях.


Дмитрий Дмитриевич с подобными инициативами выступал в области не раз. Однако услышан, к сожалению, не был... Хотя опыт работы, предлагаемый им, в стране имеется. Подобные центры созданы во всех областях за исключением Брестской. Об этом мне сказали в Министерстве образования, которое отвечает за подготовку специалистов среднего звена для сельского хозяйства.


— Центры созданы, правда, оснащение их новой техникой движется медленно. Пока самый высокий уровень — в Гомельской области. Но вы же понимаете, что этот процесс требует огромных материальных затрат, — объяснил мне начальник управления профессионально–технического образования Эдуард Гончар. — А от переподготовки и переобучения никуда не уйти. Меняется техника, причем стремительными темпами, приходят новые технологии — соответственно требования к механизаторам растут. И серьезная подготовка персонала — задача ближайшего времени. Думаю, решение ее возможно лишь при тесном межотраслевом сотрудничестве.


Эдуард Николаевич уверен: если бы руководители хозяйств, районов, областей и отрасли были действительно заинтересованы в качественной подготовке специалистов для АПК, дело жалобами бы не ограничивалось. И технику обучающим центрам передавать могли бы, и на зиму обеспечивать лицеи комбайнами, тракторами и другими машинами не отказывались бы, и с реальной практикой на полях вопрос решали бы быстро.


Да и, вообще, путей для решения наболевшей проблемы, даже на мой дилетантский взгляд, вполне достаточно. Это и сотрудничество с базовыми шефскими хозяйствами, и формирование совместных бригад по принципу «каждому опытному механизатору — ученик», и введение узкой специализации механизаторов на старших курсах лицеев с последующим прохождением практики на предприятиях, где они будут работать. Было бы, как говорится, желание...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter