В горбачевские времена нам предстояло снять фильм о «сухом законе».

Сухой закон

В горбачевские времена нам предстояло снять фильм о «сухом законе». Почему? Понятно. В магазинах исчезло спиртное. Его выбрасывали небольшими порциями к праздникам. Давка стояла неимоверная. Резко пошла вверх кривая самогоноварения. На эту инициативу сверху народ смотрел философски, в том смысле что «свинья грязь найдет». Этим фильмом мы должны были поддержать решение партии и правительства. Снимать откровенную агитку не хотелось. Главное в любом деле — не перегнуть палку!

Герой нашего фильма — передовой механизатор, орденоносец в свое время позволял себе «принять на грудь», но вдруг завязал. Он нехотя дал нам краткое интервью о своем решении, и, чтобы не портить человеку нервы, нужен был обходной маневр. Судьбу нашего героя мы решили показать с помощью куклы. У ребят из местного театра «Батлейка» была кукла–мужичок в телогрейке, валенках, шапке–ушанке — типичный сельский пьянтос. Этого мужичка–куклу мы ввели в реальную жизнь, и он шастал по магазинам в поисках чего–нибудь выпить. Вел он себя вызывающе, спорил, ругался, доказывал, что это его личное дело и никто ему не указ.

В это время в Эстонии, в городе Вильянди, проходил Всесоюзный фестиваль кукольных театров. Наши ребята–кукольники поехали на фестиваль. Мы за ними, прихватив с собой нашего мужичка. С ним мы проехали Литву, Латвию, добрались до Эстонии. В пути и в самом Вильянди мы снимали его, а он вытворял чудеса изобретательности, чтобы улизнуть в местные магазины. Театр «Батлейка» с куклой–мужичком из Беларуси был отмечен на фестивале, и мы вернулись домой.

Когда наш настоящий герой и его жена были на работе, наш мужичок проник в их дом, обшарил все потайные места, заглянул в холодильник, но ничего интересного для себя не нашел. Тогда он вошел в комнату, где стоял шкаф, порылся в вещах и вдруг увидел выходной костюм хозяина. На лацкане пиджака сверкал орден. Мужичок прикрыл дверцу шкафа, призадумался. В конце концов он, как и наш настоящий герой, решил завязать.

Мы ехали на съемку и стали свидетелями забавной сценки. Мамаша с девчонкой–подростком вели барана, чтобы привязать его на лужайке. Девчонка вела барана за рога, а ее мать несла в руках длинную цепь со штырем. Баран был здоровенный, с крутыми огромными рогами. Когда его привели на лужайку, женщина воткнула в землю штырь, крепко придавив его ногой, и крикнула дочке: «Отпущай!» Девчонка отпустила барана, а сама резво отскочила в сторону. Баран рванулся к девочке, но прочная цепь удержала его. Мы сняли эту сценку и были рады такой удаче.

При сдаче фильма председатель Госкино БССР Владимир Васильевич Матвеев благосклонно воспринял нашу куклу–пьянтоса, но вдруг разразился бранью по поводу сценки с бараном.

— Это что за намеки! Ты что, нас тут всех за баранов считаешь?! Убрать его! — кричал он.

В зале все притихли, пока начальство отводило душу. Когда пар был выпущен, я стал защищать барана, что он, мол, в стиле картины и не имеет никакого отношения к руководству Госкино.

— Ладно, оставьте вашего барана, — снисходительно сказал Матвеев и подписал акт.

omr@tut.by

Советская Белоруссия №200 (24581). Суббота, 18 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter