Люди Евросоюза говорят

Судебная система — не игрушка. Не для «демократий»

Звонок. «Это Александр, из Чехии. Меня осудили, сказали, что работаю на ваш КГБ». Формулировка в решении суда звучала так: за плотные связи с Комитетом госбезопасности Республики Беларусь. В прошлый раз с Александром мы разговаривали в марте. Он живет в Чехии, ведет там мелкий бизнес, в Беларусь приезжает к родственникам. Фамилию не называю, поскольку человеку за одну только беседу со мной могут вменить еще и статью 405 УК Чешской Республики.

рисунок олега карповича.

Их удобный кодекс

Принята статья 405 УК Чешской Республики после ее вступления в НАТО и предусматривает наказание за публичное отрицание военных преступлений (геноцида) нацизма или (!) коммунизма. Хотя преступлениям нацизма давно дана правовая оценка. И при чем здесь коммунизм? Уравнять черное (роль нацистской Германии) с белым (роль СССР) не получится. К слову, статья универсальная. Судимость можно получить, к примеру, рассуждая об отсутствии вины СССР в катынском деле. И ничего при этом не нужно доказывать. Так было с известным чешским историком, политиком и общественным деятелем Йозефом Скалой.
Скале инкриминировали страшное по нынешним временам высказывание: «Расстрел польских офицеров советскими войсками в Катыни — это «история, сфабрикованная нацистами».
В Праге в марте этого года Скалу осудили по 405‑й как раз за публичное отрицание вины СССР в катынском вопросе. Он высказывал мнение, что в том преступлении виновата нацистская Германия. Свою точку зрения обосновал фактами, материалами исторических исследований экспертов из России, Польши, Франции, США и др. И главное — вина нацистов в катынском преступлении, вообще-то, признана судами, в том числе Нюрнбергским трибуналом.

Казалось бы, до 1980‑х годов вина нацистов в катынской трагедии ни у кого не вызывала сомнений. Потом стали все переворачивать с ног на голову — и ведь смогли. В той же Чехии людям внушили, сформировали общественное мнение: мол, вина СССР в Катыни — общеизвестный факт. А тех, кто считает иначе, назначают преступниками, поскольку такое мнение — преступление.

Особо секретные «донос» и «доносчик»

В марте Александр рассказывал мне об ужасной евросоюзной «демократии», в которой ему, его семье, гражданам Чехии приходится выживать. Говорил, что мечтает о белорусской «диктатуре» для своего народа. У человека наболело. И вот, значит, недавно ему пришла бумага, обязывающая покинуть Чешскую Республику.
Началось с того, что кто-то якобы написал донос, обвиняя Александра в работе на КГБ. И на основании этого чешская полиция вынесла решение, будто мой собеседник — особо опасен для государства и граждан.
Дальше — суд. С «доносом» ознакомиться не дали ни Саше, ни его адвокату. Сказали: мол, очень достоверная и особо секретная информация, верьте на слово. Существует ли сам «доносчик», тоже вопрос. Судебное заседание против жителя Чехии было коротким. Правильно, что оглашать, когда в материалах дела пусто?

— Где факты, какие факты? — рассуждает «шпион». — Может, фотографии какие есть, где я с агентами встречался, что-то им передавал, пересылал?.. Так в суде ничего не предъявили, только твердили, что я — сотрудник Комитета госбезопасности и очень опасный человек... Потом я написал обращение, чтобы мне дали еще один месяц на опротестование решения, адвокат подал протест против лишения вида на жительство и выдворения из страны.

Однако суд оставил решение полиции без изменений, «агент КГБ» таковым и остался. Единственное, бизнесмен имеет право посещать Чехию при наличии шенгенской визы, гражданства другой страны ЕС.

Когда же человек пошел в полицию возвращать документ о постоянном месте жительства, его задержали. Рассказывает:

— Сняли отпечатки всех пальцев, сфотографировали, как преступника, с разных сторон. Составили протоколы о задержании, изъятии личных вещей и пригрозили, что могут продержать под стражей 48 часов. Но отпустили раньше, выдав на руки предписание о необходимости покинуть страну.

Уже на улице в разговоре с полицейским Саша обронил фразу: мол, ведь и ему ничего не стоит точно так же написать донос на этого сотрудника… Тот побледнел: «Вы ведь этого не сделаете?» Конечно, не сделает. И этот полицейский, и те, которые арестовывали, направляли дело в суд, и сам судья прекрасно понимают, что они — часть абсурдного спектакля. Если бы поймали действительно шпиона, им бы занималась не полиция, а профильное ведомство, служба безопасности BIS.

…Поскольку у Александра ранее было гражданство Литвы, теперь он получил новый литовский паспорт и ездит в Чехию как иностранный гражданин. Ходит по разным учреждениям, оформляя свой новый статус. За медуслугами обращается к белорусским врачам. Заодно пытается понять, какие его еще ждут сложности. Лишат ли в дальнейшем права посещения государства, где живет семья? Как знать, что на уме у западной «демократии», играющей жизнями людей.

Все понимают: одна из целей англосаксов — экономическое ослабление Евросоюза

И он слабеет, все больше и больше. Чешские бизнесмены, как и мой собеседник, хотят с нами работать, но боятся. Для примера: руководство чешской компании может получить от трех до пяти лет, если будет сотрудничать с белорусскими предприятиями, которые под санкциями.
— Разумные люди говорят: если бы в Чехии был такой президент, как в Беларуси, то по уровню жизни мы были бы на два порядка выше Германии.
И санкции по чехам ударили. Автомобильное топливо дорогое. Ощущается нехватка качественного материала — строительного, в деревообработке. Подорожало древесное топливо, выпуск стекольной промышленности и т.д. Соответственно, дороже стал конечный продукт для потребителей. Закрываются заводы, связанные с металлургией, людей — на улицу…

Чехией по факту правит коалиция партий. Важные решения принимают, например, самая влиятельная в государстве правоцентристская ODS, зеленые и «пираты», поддерживающие однополые браки, марихуану и т.д. В ближайшее время курс страны вряд ли изменится радикально. Возможно, появится шанс, если к власти придет партия ANO, целями которой заявлялись «борьба с коррупцией и прочими недостатками политической жизни».

— Руководитель этой партии понимает, как нужно зарабатывать для своей страны, — говорит собеседник. — Чтобы экономика не легла, нужно сотрудничать со странами. Сейчас у нас бизнес больше принадлежит Западу. Многие крупные заводы тоже принадлежат иностранцам. В общем, так и живем.

Нынешняя Чехия, понятно, проявить характер не может, мало что от нее зависит. Несмотря на постоянные забастовки граждан. На днях, к примеру, в который раз на улицу вышли чешские учителя.

gladkaya@sb.by

t.me/lgbelarussegodnya
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter