Министр ЖКХ Александр Терехов: о самоуправстве в товариществах собственников

Субсидия прямого действия

В прошлом номере мы рассуждали о безналичных жилищных субсидиях, их начислении и порядке предоставления. Но никто не ожидал, что возникнут некоторые технические проблемы у товариществ собственников и организаций застройщиков. Председатели правления некоторых из них в штыки восприняли идею расчета за ЖК-услуги в автоматизированной системе, полагая, что расходы на ее обслуживание лягут бременем на жильцов обслуживаемых домов. В профильном министерстве с этим не согласны, позиция в этом вопросе однозначна — новая система эффективна и прозрачна. Поэтому сейчас специалисты различных организаций и ведомств пытаются соблюсти баланс интересов.


Фото domaza.by

Об этом сегодня и продолжаем разговор с министром жилищно-коммунального хозяйства Александром Тереховым, первым заместителем министра ЖКХ Олегом Поскробко, председателем правления ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация ЕРИП» Олегом ВеремейЧиком, председателем президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимиром Карягиным и председателем правления Республиканского союза ТС и ЖПК Ириной Чернявской.

Александр ТЕРЕХОВ

Олег ПОСКРОБКО

Олег ВЕРЕМЕЙЧИК

Владимир КАРЯГИН

Ирина ЧЕРНЯВСКАЯ


Это уже не самоуправление, а самоуправство!


«Р»: Деловое сообщество с долей критики отнеслось к субсидиям, подвергнув сомнению ряд положений Указа № 322. Владимир Николаевич, поясните, пожалуйста, ключевые претензии делового сообщества. 

В. Карягин: Прежде чем принять указ, нужно было обсудить некоторые его детали с деловым сообществом. Мы, безусловно, приветствуем оказание адресной помощи, особенно в сфере ЖКХ. Но считаем, что принятый указ не защищает в должной степени права подавляющего большинства потребителей, а также необоснованно ведет к удорожанию ЖК-услуг для большинства собственников, которые несут расходы по эксплуатации общего имущества в полном объеме без поддержки государства. На них возлагаются дополнительные обязанности по организации оплаты за ЖК-услуги и платы за пользование жилыми помещениями с использованием единой общереспубликанской информационной системы. Это значит, что за выполнение работы по учету, расчету и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением уполномоченные лица будут брать комиссионное вознаграждение. При этом размер комиссии будет составлять от 2,5 до 7% от оборота всех денежных средств, которые прошли через АИС «Расчет-ЖКУ». Кроме этого, ЕРИП требует уплаты комиссионного вознаграждения за использование АИС «Расчет-ЖКУ» в размере около 1,5% оборота всех денежных средств, которые прошли через данную систему. 

О. Веремейчик: Не соглашусь с этим утверждением. Средняя комиссия по услугам ЖКХ до момента запуска АИС «Расчет-ЖКУ» в ЕРИП составляла 1,24—1,9%. С 1 сентября для всех пользователей системы установлен тариф 1%. Ни у одного товарищества собственников нет таких тарифов. В Минске некоторые председатели ТС и вовсе отправляли жильцов домов на почту или в банк, где за услуги люди платили по 2%. 

А. Терехов: Комиссионное вознаграждение заложено в себестоимость каждой услуги. К сожалению, в АИС «Расчет-ЖКУ» некоторые товарищества собственников увидели угрозу. Они заявили, что это увеличит стоимость жировки. Но позвольте, с чего бы ей увеличиваться? Затраты расчетно-справочного центра при большом объеме лицевых счетов минимальны.

В создании единой информационной системы давно возникла необходимость. Раньше в стране использовалось  более 30 программ для расчета ЖК-услуг. Сейчас все предприятия ЖКХ используют один продукт. Благодаря его введению мы имеем реальное снижение затрат. 

Вторая причина возникновения новой системы — наведение порядка в счетах-извещениях. Сегодня в информационном пространстве, которое есть, нельзя внести ни одной дополнительной услуги, которая не утверждена. А то некоторые ТС дошли до того, что выставляют жильцам дома налоги по 5 рублей с квартиры либо ежемесячную дополнительную плату за так называемые эксплуатационные расходы, в разы превышающие установленные тарифы на техническое обслуживание. Это уже не самоуправление, а самоуправство! Так что АИС — это гарант прозрачности. 

По единичным случаям нельзя судить о большинстве ТС 


И. Чернявская: Об эффективности АИС «Расчет-ЖКУ» мы сможем рассуждать через определенное время. А сейчас в ТС присутствует некоторое волнение... Например, местные органы власти отказывают в назначении уполномоченными организациям застройщиков, ТС по необоснованным причинам. Одни назначают, другие нет, отсутствует четко отработанная схема. Данный анализ сделан во многих городах страны. Еще одна негативная тенденция — руководителям ТС запретили заключать двусторонние договоры. Многие заключили их в сентябре этого года, а уже в октябре это делать запретили. Причины непонятны. 

Если изучить двусторонний договор, очевидно следующее: вознаграждение, прописанное в нем, вызывает ряд вопросов. 

Каждый договор на момент заключения определяет процент комиссии, изменить который мы можем в случае заключения дополнительного соглашения. При повышении ЖКУ ТС должны провести общие собрания собственников с последующим уведомлением о повышении стоимости обслуживания и условиях оказания услуг. Поэтому считаю, что при вынесении каких-то решений к нам должны были прислушаться. Товарищество собственников — структура, которую нужно изучать, ведь его деятельность формируется на основании управленческих решений. Согласна с министром, имеются некоторые жировки несоответствующего образца, их 1% по стране. С такими руководителями мы проводим беседу. Но по единичным случаям нельзя судить. В большинстве образцовые товарищества, с которых можно взять пример. 

Но я не об этом. У нас проблема ведь в чем? Тарифы, установленные в соответствии с законодательством, чаще всего не покрывают фактические расходы, связанные с содержанием и техническим обслуживанием общего имущества. У организаций ежемесячно возникают фактические убытки. Эти расходы должны покрываться за счет дополнительных взносов жильцов, вот и опять проблема — счет-извещение, которое необходимо изменить. 

В коммунальной форме собственности затраты покрываются государством, а в ТС — за счет средств собственников, поэтому один образец жировки никак не может распространяться одинаково. Для ТС необходимо включить строку «взносы», а порядок и размер их внесения определяет общее собрание. ТС и ЖПК имеют право собирать членские взносы — вступительные, целевые и дополнительные. Решение общего собрания вправе установить размер, пеню, выявить должников и периодичность взносов. Это все понятно, это прописано в ЖК. Но готова ли программа АИС «Расчет-ЖКУ» сегодня работать с ТС и ЖПК?

За убытками может скрываться неэффективная деятельность председателя


О. Веремейчик: Да, для этого есть техническая возможность. Но давайте станем на позицию людей, состоящих в ТС. Когда не очень добропорядочный председатель обсчитывает весь дом, мы про это не говорим. В чем суть системы? Есть утвержденный перечень основных видов услуг и дополнительных. Сегодня существует практика, как даже через ЕРИП собирать дополнительные взносы. Но никак не через жировку. 

О. Поскробко: Правление ТС может провести общим собранием любые убытки. Но за убытками может скрываться неэффективная деятельность председателя. Приведу пример, ставший, наверное, притчей во языцех. Председатель ТС на общем собрании списывал со счетов затраты на топливо (на 300 литров   95-го бензина в месяц). Мол, езжу по делам, в том числе и по вопросам ТС. И включает эти расходы в счет-извещение. А для добропорядочного человека счет-извещение как закон: выставили — значит, плати. Из таких случаев, увы, потом складывается недоверие к системе в целом.  

Мы не вмешиваемся в хозяйственную деятельность ТС. Мы говорим о том, что должен быть единый алгоритм, который будет проводиться через АИС «Расчет-ЖКУ». 

А. Терехов: Мы категорично не требуем, чтобы все товарищества собственников и организации застройщиков пришли в расчетно-справочный центр. ТС может стать уполномоченной организацией и заключить прямой двусторонний договор с ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация ЕРИП». Но решение все равно должен принять местный исполнительный орган. 

И. Чернявская: Хорошо. Задачи ТС и ЖПК — опробовать три варианта оплаты: через РСЦ, центр информационных технологий и при заключении договора уполномоченным лицом. 

Товариществам необходимо дать возможность работать по заявительному принципу, так как число обращений граждан за субсидиями минимально. А потом руководители ТС сами изберут варианты предоставления субсидий населению, и не исключено, что перейдут к условиям выявительного принципа по предоставлению субсидий. Думаю, не раньше чем через 3—6 месяцев один из вариантов себя покажет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter