О борьбе за человечность

Стоит над горою Алёша

Глядя на обмотанные черным полотном памятники советским воинам-освободителям в соседних демократиях, хочется плакать. Глядя на то, как в соседних демократиях люди, рискуя свободой, срывают это полотно, возлагают цветы к разрушенным, оскверненным мемориалам, к горлу подступает ком...



Мои литовские друзья (сейчас литовские временщики во власти сделали из них изгоев, специально под них придумали статьи, придумали уголовное дело) прислали мне видео. Спокойно смотреть невозможно. Оно о том, как люди несут цветы и лампадки к памятнику героям. Да вот только каменных воинов временщики закрыли черной тряпкой, словно в мешки для трупов упрятали, перевязав скотчем для надежности.

Фашисты, не сумевшие победить тогда, воюют теперь — с памятью, исторической правдой. Пытаются скрыть ее от людей.

Воюют с человечностью, с тем, что отличает человека от зверья.

«Мы не могли не прийти сюда и не зажечь свечки победителям, — говорит у монумента руководитель литовской общественной организации «Форум добрососедства» Эрика Швянчёнене (фигурантка уголовного дела в Литве). — Людям, которые воевали против фашизма, которые принесли нам свободу…»

Взамен они отдали свою молодость. Взамен они отдали свои мечты. Возможность создать семью, любить. Возможность жить.

«Мы ценим это, — сказала Эрика. — Мы благодарим. Я надеюсь, что нам удастся сохранить мир таким красивым и светлым, о каком мечтали павшие герои и какой мы все создавали». Времена, говорит Казимерас Юрайтис, нынче неспокойные: «Люди тайно приносят цветы. В нынешние времена опасно героям честь отдавать, может закончиться плачевно. Но люди идут».

Уходя, мои друзья увидели еще один оскверненный мемориал. Казимерас не выдержал, стал срывать позорную тряпку... Этот, по сути, старик взбирался на самый верх, освобождая каменного солдата, преклонившего перед красным знаменем колено. Такие, как Казимерас, не отступят. Такие, как он, сражаются за Родину сегодня. В разных странах, где современные варвары по ночам и с оцеплением, без оглядки на возмущение и протесты населения уничтожают дорогие для сотен тысяч граждан святыни, символы героического подвига предков и вечного покоя тех, кто не вернулся с войны.


…На днях 19‑тонный памятник советскому воину снесли в Ужгороде. Монумент «Украина — освободителям» возвели 8 мая 1970 года в честь 25‑й годовщины освобождения от фашистских захватчиков. Еще одна жертва — обелиск в латвийском Резекне. Напомню, этот город, как и Латвию, в 1944‑м от нацистов освобождали русские, украинцы, латыши…

9 ноября, в Международный день борьбы с фашизмом, расизмом и антисемитизмом, латвийские власти начали сносить, мстительно уничтожать резекненского «Алешу».
Вы представляете, какую мощь не только в США и Канаде (покрывавших после Второй мировой нацистских преступников, взращивавших их), но даже в европейских странах сейчас получила эта неонацистская, неофашистская идеология! Какую уверенность в себе почувствовали потомки гитлеровских недобитков!

Бессильны даже люди во власти. О чем недавно сказал мэр Резекне: «Сегодня я не в силах остановить надругательство над нашими памятниками, но в сердце живет благодарность дедам за их подвиги в борьбе с нацизмом… Кто-то советует нам говорить тише на родном языке (русском. — Прим. авт.), кто-то обещает переселить в резервацию, раз мы с цветами в руках поминаем своих павших, но победивших фашизм родственников...»

Человек говорит, не боясь не то что лишиться должности (а значит, лишить семью средств к существованию) — лишиться свободы. Цепи и тюрьма — вот средство соседних демократий против собственных граждан, не пожелавших мириться с происходящим на родной земле.
Как, спрашиваете, 9 ноября — очередную годовщину преступления гитлеровцев встречает западная дипломатия? Коллективной поддержкой современных украинских нацистов. На международных площадках голосуют не против героизации нацизма, а фактически за него.
При ООН состоялось голосование по резолюции о борьбе с героизацией нацизма. Да, документ был принят большинством голосов, но против него высказалось, как заметил в публикации «Есть что помнить» Борис Грызлов, беспрецедентно большое число государств — 52: «Раньше страны Евросоюза воздерживались во время голосования за антинацистские резолюции. Но сейчас позиция высказана четко: впервые после Второй мировой Западная Европа открыто, официально, без оговорок, на площадке ООН отказалась выступить против нацизма».

Однако разве давали граждане этих стран своим представителям право голосовать именно так? От их имени. Разве давали согласие на поддержку нацизма? Сильно сомневаюсь.

А главное — что потом? У них там никаких аналогий с прошлым нынешняя ситуация не вызывает? Мы знаем, как было: про кровь, миллионы загубленных жизней. Как далеко там готовы зайти в своем безумии? Сумеют ли остановиться?

Это борьба не только западного неофашизма с памятью. Это борьба за человечность во всем мире. Останутся ли те, кто сможет людьми зваться?

gladkaya@sb.by

https://t.me/lgbelarussegodnya

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter